Полная версия

Главная arrow Банковское дело arrow Развитие расчетов с использованием пластиковых карточек в Республике Беларусь

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь

Рынок банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь в 2010г. развивался, как и в прежние годы, на фоне активного использования административного ресурса. Продолжалась реализация Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006--2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2006 № 817/11 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 августа 2010 г. № 1259/12). Данный документ был нацелен на увеличение доли безналичных расчетов в сфере розничных платежей, а также на предоставление населению республики современных удобных способов безналичной оплаты товаров и услуг за счет развития программно-технической инфраструктуры обслуживания операций с использованием банковских пластиковых карточек (платежные терминалы в организациях торговли и сервиса, банкоматы, инфокиоски). Согласно целевым ориентирам Государственной программы к 1 января 2011 г. планировалось обеспечить выполнение следующих задач:

  • - доведение доли безналичного денежного оборота, полученного посредством расчета населения за товары с использованием банковских пластиковых карточек, в розничном товарообороте организаций розничной торговли до 8%, а расчета за платные услуги (в объеме платных услуг населению) -- до 10%;
  • - увеличение количества платежных терминалов в организациях торговли (сервиса) по сравнению с 1 мая 2006 г. в 4,8 раза;
  • - обеспечение импортозамещения отдельных компонентов программно-технической инфраструктуры по использованию банковских пластиковых карточек.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на 1 января 2011 г. доля розничного товарооборота, полученного посредством расчетов населения с использованием карточек, достигла 8,1%, а доля платежей с использованием карточек за платные услуги, оказанные населению юридическими лицами, -- 9,9%. На начало выполнения Государственной программы показатель по доле безналичного розничного товарооборота составлял 1,1%, а по оплате услуг подобный показатель не рассчитывался. Достигнутые результаты по доле безналичного денежного оборота практически равны показателям, запланированным названной программой.

Что касается доли безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек, то в период с 1 июля 2006 г. по 1 января 2011 г. она увеличилась в общем объеме операций с использованием банковских пластиковых карточек с 26% почти до 50% по количеству операций, и с 4,6% до 13% по сумме операций (таблица А.2.1 приложения А).

Информация о выполнении Государственной программы в разрезе регионов приведена в таблице Б.2.2. (первая таблица приложения Б)

С 1 июля 2006 г. по 1 января 2011 г. по приросту банковских пластиковых карточек в обращении лидирует Гродненская область -- в данном регионе этот показатель составил 200%. По приросту установленных платежных терминалов в организациях торговли (сервиса) на первом месте оказалась Витебская область -- прирост 624%. По приросту инфокиосков лидирует Минск и Минская область -- 1081%, а в Могилевской области отмечен наибольший прирост банкоматов -- 166%. Что касается безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек: если в 2006 году по доле безналичных операций в общем объеме операций с использованием банковских пластиковых карточек лидировали Минск (34% от общего количества операций с карточками) и Могилевская область (более 7% от общей суммы операций с карточками), то по итогам реализации Государственной программы безусловным лидером как по количеству, так и по сумме безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек в их общем количестве является Минск -- более 55 и 17% соответственно.

В целом за период реализации Государственной программы количество эмитированных банковских пластиковых карточек увеличилось в 2,6 раза, банкоматов -- в 2,3, инфокиосков -- в 6,4, организаций торговли (сервиса), принимающих банковские пластиковые карточки в оплату за товары и услуги, -- в 4 раза. Количество платежных терминалов, установленных в организациях торговли (сервиса), увеличилось в 5,5 раза, что превышает запланированный целевой ориентир в 4,8 раза (таблица Б.2.3 приложения Б).

Следует отметить, что 2010 г. стал годом завершения реализации не только Государственной программы, но и Программы мер по развитию внутренней системы «БелКарт» до 2011 г. (далее -- Программа). Данной Программой было предусмотрено обеспечение поэтапного перехода на использование банковских пластиковых карточек внутренней платежной системы «БелКарт» для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. В целях выполнения Программы банками в 2007 г. были представлены планы по эмиссии карточек «БелКарт» для работников бюджетных организаций. Шесть банков (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО Белагропромбанк», ЗАО «Трастбанк», ОАО «Паритетбанк») запланировали до 1 января 2011 г. эмитировать 2919 тыс. карточек «БелКарт» в рамках «зарплатных» проектов для бюджетных организаций. По информации, полученной от банков, на 1 января 2011 г. В рамках «зарплатных» проектов для бюджетных организаций эмитировано 2995 тыс. карточек. Количество карточек «БелКарт» на 1 января 2011 г. составило 36% от общего количества эмитированных карточек.

Доля безналичных операций в общем объеме операций с использованием карточек «БелКарт» составила 46% по количеству операций и 11% по сумме операций, что меньше, чем аналогичные показатели по карточкам международных платежных систем (51 и 14% соответственно).

В рамках Программы завершились мероприятия, направленные на предоставление держателям карточек «БелКарт» возможности обслуживаться во всех объектах программно-технической инфраструктуры, функционирующих в Республике Беларусь. Большинство объектов программно-технической инфраструктуры Беларуси принимают к обслуживанию, наряду с карточками международных платежных систем, карточки «БелКарт» (таблица Б.2.4 приложения Б).

Итоги реализации Программы рассмотрены 14 февраля 2011 г. на заседании Комитета по информационным технологиям и платежной системе Национального банка. Комитет постановил считать Программу выполненной и порекомендовал продолжить работу по развитию внутренней системы «БелКарт», направленную в первую очередь на увеличение доли безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек названной платежной системы.

В целом по итогам 2011 г. в результате проведенных работ можно отметить неплохие результаты по основным показателям развития рынка карточек. В таблице Б.2.5 (четвертая таблица приложения Б) приведены общие тенденции развития рынка карточек в 2010 г.

В стране эмитируются и используются банковские пластиковые карточки внутренней платежной системы «БелКарт», международных систем VISA и Europay/MasterСard, частных систем «Трастбанк», «Белинвест-Ликард». Эмиссию карточек осуществляют 24 банка Республики Беларусь. Увеличилось количество банков, эмитирующих банковские пластиковые карточки платежной системы «БелКарт». Такие банки, как ОАО «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк» ОАО, ЗАО «Трастбанк», начали эмиссию карточек данной системы. Эквайринговую деятельность по карточкам «БелКарт» начали ОАО «Белвнешэкономбанк» и ОАО «БНБ-Банк». Статус принципиального участника международной платежной системы MasterCard получил ОАО «БПС-Банк». ЗАО «Дельта Банк» начал эмиссию карточек и эквайринг карточек международной платежной системы VISA. ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) завершил эмиссию банковских пластиковых карточек и эквайринг по ним в рамках внутренней частной платежной системы «Нефтекарт».

На 1 января 2011 г. Эмиссия банковских пластиковых карточек достигла 9,2 млн. единиц, из них 3,3 млн. карточек «БелКарт», 3,8 млн. карточек VISA, 2,1 млн. карточек MasterCard. Прирост банковских пластиковых карточек в обращении за 2010 г. Составил 19%.

Основное количество карточек (98%) эмитировано с открытием счетов в национальной валюте и, соответственно, лишь 2% приходится на карточки с открытием счетов в иностранной валюте.

Надо отметить, что более 60% прироста карточек в 2010 г. обеспечило ОАО «АСБ Беларусбанк» -- 922 424 карточки, или 61,6% от общего прироста карточек по республике. Существенный рост эмиссии также наблюдался в ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Белагропробанк». У остальных банков темпы прироста количества карточек незначительны (таблица Б.2.6 приложения Б, рисунок В.2.1 приложения В).

В разрезе «карточных» систем наблюдалась следующая ситуация. Если на 01.01.2010 доля карточек «БелКарт» в общем объеме эмиссии составила 21%, то на 01.01.2011 этот показатель составил 36% (рисунок В.2.2 приложения В).

Впервые за годы развития в республике системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек по итогам 2010 г. зафиксировано снижение показателя прироста банковских пластиковых карточек международных платежных систем -- минус 2,8%. По сравнению с 01.01.2010 количество карточек международных платежных систем уменьшилось на 164 738 единиц. При этом в разрезе банков наибольший спад количества карточек международных платежных систем в обращении зафиксирован у ОАО «АСБ Беларусбанк» и «Приорбанк» ОАО.

По-прежнему доминирующую позицию в общем количестве эмитированных карточек занимают дебетовые карточки -- их доля составила 96%. Большинство таких карточек выдаются физическим лицам в рамках «зарплатных» проектов.

Количество выпущенных в обращение кредитных карточек осталось практически неизменным (на 01.01.2011 -- 376 152 единицы, на 01.01.2010 -- 400 231 единица).

В 2010 г. продолжалось активное развитие объектов программно-технической инфраструктуры обслуживания операций с использованием банковских пластиковых карточек. Установлено 3063 банкомата (прирост 13%), 3776 инфокиосков (прирост 28%), в 18 241 организации торговли (сервиса) (прирост 49%) установлено 29 590 платежных терминалов (прирост 48%), 3957 пунктов выдачи наличных (прирост 10%) оснащены 8119 платежными терминалами (прирост 7%).

В годы реализации Государственной программы доля безналичного розничного товарооборота, полученного посредством расчета населением банковскими пластиковыми карточками, росла достаточно высокими темпами (от 1,5 до 2% в год).

Благодаря ее реализации у значительной части населения страны сложился положительный имидж безналичного расчета с использованием банковской пластиковой карточки. Единожды воспользовавшись услугой оплаты с использованием карточки в банкомате или инфокиоске, быстро оплатив выбранный товар в магазине, люди продолжают пользоваться этой услугой, которая позволяет им экономить личное время и не думать о сумме наличных денежных средств в кошельке.

Тем не менее сегодня «карточный» рынок в стране дошел до того уровня насыщения, когда одними административными мерами воздействия на его участников уже невозможно добиться значимых результатов.

В целях создания благоприятных условий для реализации организациями торговли (сервиса) Государственной программы, в частности закупки терминального оборудования, предоставления покупателям скидок при оплате товаров с использованием банковских пластиковых карточек, Правительство Республики Беларусь предложило Национальному банку снизить плату, взимаемую банками с организаций торговли (сервиса) за обслуживание по операциям, совершаемым в этих организациях с использованием банковских пластиковых карточек (эквайринг). Во исполнение предложения Правительства Республики Беларусь Национальным банком было принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг», в соответствии с которым было рекомендовано:

- банкам, осуществляющим инкассацию наличных денежных средств и эквайринг по операциям с использованием банковских пластиковых карточек к карт-счетам в белорусских рублях, эмитированных банками-резидентами, при одновременном оказании услуг конкретным организациям торговли (сервиса) (кроме игорных заведений, гостиниц, ювелирных магазинов, ресторанов) по инкассации наличных денежных средств и эквайрингу устанавливать комиссионное вознаграждение за эквайринг в размере, не превышающем размер платы за инкассацию наличных денежных средств;

- банкам, не имеющим права осуществлять инкассацию наличных денежных средств, устанавливать для организаций торговли (сервиса) (кроме игорных заведений, гостиниц, ювелирных магазинов, ресторанов) максимальный размер комиссионного вознаграждения за эквайринг по операциям с использованием банковских пластиковых карточек к карт-счетам в белорусских рублях, эмитированных банками-резидентами, не более 1,2% от суммы операции.

Предполагалось, что выполнение банками данных рекомендаций позволит организациям торговли (сервиса) направлять высвободившиеся за счет снижения платы за эквайринг денежные средства на развитие системы безналичных расчетов с использованием карточек. Однако опыт реализации Государственной программы свидетельствует о том, что основные затраты на развитие программно-технической инфраструктуры продолжают нести банки. При этом почти у всех банков-эквайеров сложился убыток от осуществления эквайринга организаций торговли (сервиса). Это стало главной причиной незаинтересованности банков в развитии эквайринга. Административные меры воздействия на участников рынка карточек в части регулирования доходности операций эквайринга могут иметь результат в краткосрочной перспективе. Однако при длительном административном вмешательстве в сферу взаимоотношений банков и организаций торговли (сервиса) в части комиссионного вознаграждения за эквайринг существует риск значительного снижения темпов роста безналичных расчетов с использованием карточек.

В этих условиях, а также в целях выполнения пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской деятельности и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в части осуществления перехода к рыночным механизмам ценообразования Национальным банком было предложено отменить постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг», и Совет Министров поддержал эту инициативу, а в феврале текущего года данное постановление признано утратившим силу.

В 2010 г. продолжалась работа в рамках реализации Плана проведения рекламной кампании по популяризации использования банковских пластиковых карточек для оплаты товаров (работ, услуг) в 2009--2010 гг. Планом намечены мероприятия, повышающие финансовую грамотность населения по вопросам осуществления безналичных расчетов с использованием карточек и способствующие информированию населения о преимуществах использования данного платежного инструмента, а также стимулирующие безналичные расчеты.

В рамках реализации Плана Национальным банком были подготовлены и направлены банкам республики для использования в работе и предоставления своим клиентам Рекомендации по безопасному использованию банковских пластиковых карточек. Важно отметить, что при подготовке данного документа были приняты во внимание предложения и замечания белорусских банков.

Основными методами стимулирования безналичных расчетов с использованием карточек, применяемыми банками, в 2010 г. по-прежнему были дисконтные программы, маркетинговые акции, рекламные игры.

Информирование держателей карточек о проводимой банками работе в области расширения использования данного платежного инструмента осуществлялось путем размещения информации на корпоративных сайтах банков, в виде буклетов, плакатов, листовок в отделениях банков, в обслуживаемых организациях, а также путем постоянного взаимодействия со средствами массовой информации. Наиболее активную работу в данном направлении проводили ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белагропромбанк», ЗАО «МТБанк».

Ассоциацией белорусских банков совместно с банками и другими заинтересованными проведены обучающие семинары, конференции и иные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>