Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Творчество А.А. Горского

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Введение

Актуальность темы исследования. С именем Горского связана целая эпоха существования московской балетной труппы. Ей Горский отдал 25 лет своей жизни. Он работал в качестве руководителя и хореографа, и, кроме того, преподавая в Императорском Московском Театральном училище, подготовил несколько поколений артистов, пополнивших ряды труппы и успешно гастролировавших за рубежом.

Сценическое наследие Горского постигла печальная участь. В этом плане гораздо больше повезло другому русскому хореографу, М.М. Фокину. Его балеты не исчезали со сцены и вошли в фонд классического наследия, а творчество заслужило мировое признание и до сих пор привлекает внимание русских и зарубежных исследователей. Спектаклям Фокина уже традиционно придают большее значение, а к постановкам московского хореографа относятся с некоторым предубеждением.

Усугубляется это тем, что почти все спектакли Горского выпали из репертуара и, будучи незафиксированными, на сегодняшний день в целом утрачены. В том числе и крупные декларативные балеты -- «Дочь Гудулы» и «Саламбо». Несколько дольше на сцене жили некоторые импрессионистские спектакли Горского -- «Любовь быстра!», «Эвника и Петроний». В репертуаре различных театров сохранились также отдельные фрагменты (танцы персонажей, характерные танцы, мимические сцены) из классических балетов, отредактированных Горским, - «Дон Кихота», «Корсара», «Лебединого озера», «Раймонды», «Коппелии», «Конька-Горбунка».

Восстановить утраченное целиком уже невозможно, но составить достоверную картину творчества Горского и его реформ -- задача выполнимая и актуальная. Частичное представление можно получить из написанных хореографом сценарных планов балетов, воспоминаний артистов, работавших с ним в Большом театре, и зрителей. Многие из данных материалов опубликованы и введены в научный оборот. Но статьи и рецензии московских авторов, являющиеся основным источником для исследования творчества Горского, историками не изучались. В статьях критики кропотливо, в деталях описывали декорации, костюмы, сюжет и самое главное -- пробовали охарактеризовать пластику, запечатлеть танцевальные движения.

Значительный интерес к деятельности Горского возник в середине 1940-х годов, началось переосмысление творчества хореографа. Московский историк балета Ю.А. Бахрушин в книге «А.А. Горский» одним из первых сделал попытку в целом описать биографию и творчество хореографа. Автор с позиции приверженца деятельности Горского кратко рассказывает о его принципах и спектаклях, об отношении к нему публики. В своем исследовании Бахрушин опирается на статьи о спектаклях Горского, выходившие в периодической печати.

Сведения о спектаклях Горского также можно почерпнуть из книг, посвященных исполнительскому искусству знаменитых артистов, сподвижников балетмейстера. Так, например, интерес представляют работы С. Григорова «Балетное искусство и С.В. Федорова 2-я. Опыт» и Е.Я. Суриц «Артист балета Михаил Михайлович Мордкин».

Последние годы Горского освещены в книге Е.Я. Суриц «Хореографическое искусство двадцатых годов. Тенденции развития», где дана характеристика короткого позднего, послереволюционного периода творчества Горского.

Реформы Горского рассматриваются и в трудах других петербургских критиков: в книгах В.Я. Светлова «Терпсихора: Статьи. Заметки. Очерки» и «Современный балет», в рецензиях Ю. Д. Беляева, часть из которых вошли в сборник «Беляев Ю.Д. Статьи о театре», на страницах четырехтомной работы С.Н. Худекова «История танцев».

Объектом исследования являются премьерные и рядовые балетные спектакли А.А. Горского.

Предмет исследования - особенности творческого содержания балетных постановок А.А. Горского.

Цель данной работы заключалась в исследовании связи между основными поисками хореографа Горского, нашедшими отражение в целом ряде спектаклей, и формированием особого, присущего московской балетной критике, стиля и направления.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • 1. изучить основные принципы творчества хореографа Горского, особенности поставленных им спектаклей и выяснить их значение для развития московского балета и в целом русского балетного театра в XX веке;
  • 2. проанализировать подходы, посвященные творчеству Горского, опубликованные в периодической печати;
  • 3. проанализировать взгляды на реформы, происходившие в русском балетном театре в начале XX века, присущие московским критикам в отношении постановок А.А. Горского, проследить их эволюцию.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>