Культурное взаимодействие науки и религии

Одной из значительных проблем в философии культуры является проблема взаимодействия культурных сфер науки и религии. В ходе культурного развития человечества религия взаимодействовала с наукой, не только подавляя и ограничивая проблемное поле роста научного знания, но и способствовала приращению научного потенциала. В период средневековья монастыри были форпостами культуры, сохраняя античную мудрость, совершенствуя гуманитарное знание (лишь теологически направленное), являясь единственным источником книжного знания и грамотности.

Вопрос об отношениях науки и религии косвенным образом отражает противоречия идеалистической и материалистической философии. Наука - одна из составляющих общественной жизни. О ее влиянии на развитие техники, производства, а через них, на социальную структуру общества, здравоохранение, образование, быт и т.д., уже было сказано. Но есть еще один аспект науки и научной деятельности - мировоззренческий. Наука всегда считала главным своим делом открытие истины, познание мира. Это ее стремление, как правило, пересекалось с интересами религии.

Различие между ними в том, что религия, как правило, взывает к чувствам человека, а философия - к разуму. Религия авторитарна, она требует подчинения. Человек должен уверовать в слово Божие, которое содержится в Библии. Поэтому религия всегда была враждебна разуму. Когда наука Нового времени позволила себе усомниться в истинности некоторых утверждений Святого Писания, она вступила в тяжелый конфликт с церковью. Приведем наиболее известные факты.

  • 1553 г. В Швейцарии по приказанию одного из "отцов" протестантской церкви Кальвина был сожжен на костре выдающийся испанский ученый М. Сервет, открывший малый круг кровообращения.
  • 1600 г. На Площади цветов в Риме сожжен на костре великий итальянский мыслитель Джордано Бруно.
  • 1616 г. Труд Н. Коперника "О вращении небесных сфер" внесен в список запрещенных книг.
  • 1619 г. В Тулузе сожжен на костре итальянский философ Д.Ч. Ванини, отрицавший бессмертие души, творение мира из ничего и божественность Иисуса.
  • 1633 г. Осуждение инквизицией Галилео Галилея за ряд астрономических и философских сочинений, но, главным образом, за пропаганду и разработку гелиоцентрической системы Коперника. 22 июня 1633 г. Галилей был вынужден публично отречься от своих "заблуждений". Публичным отречением Галилей спас жизнь, но не свободу: до самой смерти он оставался под строгим надзором церкви.
  • 1642 г. Запрещение в Утрехтском университете учения Декарта (картезианства): в глазах церковников Декарт был еретиком, поскольку он, признавал своих собратьев-ученых "господами и хозяевами природы". В 1647 г. преподавание картезианства было запрещено и в Лейденском университете.
  • 1656 г. Амстердамские раввины предают анафеме философа Б. Спинозу. "Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и встает...".
  • 1751-1772 гг. Преследования церковниками авторов и издателей крупнейшего памятника французского Просвещения - "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Лишение ученых степеней, заточение некоторых из них в Бастилию, цензурные запрещения отдельных томов.
  • 1828 г. Утверждение царем Николаем I "Устава о цензуре и печати", запрещающего публикацию произведений, содержащих "что-либо клонящееся к поколебанию учения православной церкви". Этот устав действовал до 1917 г. и служил основанием для запрещения печатания работ Ч. Дарвина, Э. Геккеля, И. Мечникова, И. Сеченова.

I860 г. Епископ Оксфордский публично осуждает книгу Ч. Дарвина "Происхождение видов" за содержащееся в ней указание о естественном происхождении человека.

  • 1901 г. Святейший Синод принимает решение об отлучении от церкви "лжеучителя" графа Льва Толстого, который проповедует "ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской".
  • 1903 г. Запрещение цензурой книги И.И. Мечникова "Этюды о природе человека" за подрыв веры в загробную жизнь.
  • 1925 г. "Обезьяний процесс" - суд в Дейтоне (США) над преподавателем Дж. Сконсом, посмевшим излагать основы эволюционного учения Ч. Дарвина.
  • 1950 г. Обнародована энциклика папы Пия ХП "О некоторых ложных мнениях, кои грозят подорвать основы католической доктрины", требующая безусловной веры в "непосредственное создание живых существ богом".
  • 1965 г. Второй Ватиканский собор принял постановление, обращенное "к мыслителям и ученым", в котором, в частности, говорилось: "Сегодня со всей ясностью проявилась возможность глубокой связи между подлинной наукой и подлинной верой, которые - как вера так и наука - служат единой цели". В соответствии с этим тезисом многие современные теологи признают за наукой право изучать материальный мир с оговоркой, что наряду с ним существует и другой, высший мир - мир сверхъестественного, занимающий в человеческом бытии главенствующее положение.

В послании Папы Иоанна Павла II участникам конференции, посвященной 300-летию публикации работы И. Ньютона "Математические начала натуральной философии", признается, что "Церковь и Академия - два очень разных, но главных института человеческой цивилизации, мировой культуры". Признается общая ответственность науки и церкви за человеческое состояние, поскольку они оказывают основное влияние на развитие идей и ценностей. Папа призывает к единению науки и церкви и взаимодействию, когда каждая из них сохраняет свою автономию и целостность и в то же время является открытой к достижениям и проникновениям другой. Это будет важным вкладом в интеграцию мировой культуры. Подчеркивается важность диалога науки и религии с целью расширить "наше видение того, кто мы есть и кем становимся".

Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к взаимному конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешало им делать выдающиеся открытия. С самого начала естествознание стремилось ограничиться исследованием фактов и не вступать в споры о "конечных причинах" - о сотворении мира и бессмертии души. Но сейчас ученые все чаще обращаются к "главным вопросам": о возникновении Вселенной, жизни и разума. И все чаще они делают вывод, что "объективно существующий Мир не исчерпывается миром материальной эмпирической действительности, миром, воспринимаемым нашими органами чувств, даже многократно усиленными современными приборами... материальный мир есть лишь самый "нижний" слой Бытия... Необходимо признать существование другого, информационно гораздо более емкого мира - Мира высшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша видимая Вселенная".

Сейчас происходит стремительное расширение наших знаний о мире, и наука в этом процессе играет ведущую роль. Но были и остаются сферы, которые не Могут быть до конца рационализированы. Человек - существо творческое, а значит - свободное. В его жизни всегда будут религия, философия и искусство.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >