Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика arrow Эстетическое познание и эстетическая деятельность

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Эстетическое сознание

Эстетическое развитие начинается с такого важного элемента, как эстетическое восприятие, которое образно трактуется исследователями как «Окно в мир эстетического» (эстетическое трактуется как часть объективной реальности, которая воздействует на сознание человека, вызывает эстетические чувства и переживания). Воспитательная работа в плане эстетического развития представляет собой процесс, обусловленный сложной структурой эстетического сознания человека. Эмоционально-чувственный, эстетический мир личности состоит из неразделимо связанных между собой элементов. Для успешной воспитательной работы и воспитателю, и воспитуемому необходимо четко представлять себе сущность каждого из этих элементов и понимать их как конкретную воспитательную задачу. Неразвитость эмоционально-чувственной сферы человека превращает его в бесчувственного, равнодушного биоробота, безжалостно и беспощадно применяющего мощные современные средства не ради созидания, а ради разрушения в угоду своим корыстным целям.

Эстетическое восприятие трактуется как способность человека замечать, отмечать, видеть, воспринимать эстетическое. В воспитательной работе важно понимание природы эстетического восприятия - врожденное качество личности или приобретенное. Исследователи (Ю. Боев, М. Бахтин и др.) справедливо считают, что эстетическое восприятие человека приобретается исключительно в результате воспитания и самовоспитания. Человек с развитым эстетическим восприятием глубоко и тонко воспринимает все краски, формы и звуки окружающего мира, глубоко переживая и сознавая их, что развивает и личностные качества.

Развитое эстетическое восприятие способствует более адекватному восприятию всех тонкостей и разнообразия мира, благотворно влияет на интеллектуальное состояние и развитие человека. Одна из гипотез сути «Японского экономического и научно-технического бума» (стремительный скачок из феодализма в высокоразвитое капиталистическое общество, создание мощной материально-технической базы, широкое внедрение в «мир вещей» японских товаров, у которых знак «Сделано в Японии» - уже стандарт качества) состоит в утверждении главной причины такого состояния - невероятно развитое у японцев эстетическое восприятие, причем в национальном масштабе. Существует множество прекрасных примеров. Всем известен национальный праздник японцев - цветение сакуры (японской вишни). Апогеем такого национального события является восприятие этого дивного зрелища на фоне горы Фудзияма, да еще в полнолуние. Воспринять это дивное зрелище устремляются миллионы японцев.

Эстетическое восприятие развивает чувство цвета, музыкальный слух, чувство пространства и формы. Развитое эстетическое восприятие позитивно воздействует и на нравственные чувства и качества личности. Такая личность более сострадательна, отзывчива, эмпатирована, что имеет очень большое значение в характеристике человека.

Практический вопрос - как развивать в воспитанниках эстетическое восприятие, с чего начать? Конечно, наибольший эффект дает развитие эстетического восприятия с самого раннего детства. В народной педагогике накоплен огромный опыт: пение колыбельной песни, напевы национальных мелодий, разноцветные первые игрушки-погремушки, ароматические травы в подушечках младенца и т.п. уже формируют эстетическое восприятие, развивая и умственные способности ребенка.

На дальнейших этапах онтогенеза «включаются» все новые и новые средства, развивающие эстетическое восприятие, - все виды искусства (музыка, кино, художественная литература и т.д.). Не менее важно в ребенке развивать и потребность в собственном творчестве - рисование, лепка, использование красок, игра на музыкальных инструментах и т.п.

Развитое эстетическое восприятие сопровождается эстетическими чувствами и переживаниями, которые понимаются как «эмоциональная реакция на эстетическое восприятие».

Все разнообразие объективной и субъективной реальности вызывает разнообразные чувства, обогащающие внутренний мир человека, формируя его сознание и сознательное отношение ко всему окружающему и самому себе.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>