Полная версия

Главная arrow Право arrow Административно-правовые отношения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Административно-правовые отношения


[Введите текст]

Задача 1

Гражданин, гуляя с внуком в парке, потребовал, чтобы сидящие там молодые люди перестали выпивать и сквернословить.

Возникло ли в данном случае административно-правовое отношение?

РЕШЕНИЕ:

При рассмотрении данной задачи, считаю, что необходимо дать следующие определения:

Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям. Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

субъекты (участники);

объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

содержание правоотношения.

Субъекты административно-правовых отношений - это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Обстоятельствами, при которых в соответствии с требованиями правовой нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения, выступают юридические факты.

Наиболее распространенным основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные действия участников управленческой деятельности. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия органа исполнительной власти, граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. В определенных случаях для возникновения юридических последствий требуется не один юридический факт, а их совокупность, получившая название фактический состав. Помимо наличия юридических фактов и фактических составов основанием для возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь фактами в общеупотребительном понимании, все-таки признаются законодателем таковыми (юридическая презумпция и юридическая фикция). Юридическая презумпция -- обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности). Юридическая фикция - заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем, признание сделки фиктивной, признание нормативного акта юридически ничтожным). Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.

Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора А.П. Коренева, который их разделил:

по содержанию;

по соотношению прав и обязанностей участников отношений;

по характеру порождающих их юридических фактов.

Профессор Ю.Н. Старилов, помимо названных видов, классифицирует административно-правовые отношения:

по целям;

по составу участников;

по направлению деятельности и др.

Из вышеизложенного следует, что между гражданином, который, гуляя с внуком в парке, потребовал, чтобы сидящие там молодые люди перестали выпивать сквернословить, возникли не административно-правовое отношение, а общественные отношения (или социальные отношения).

Общественные отношения - различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Задача 2

По инициативе ветеранов труда в городе было создано общественное объединение по борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством. В установленные сроки были поданы все необходимые документы для государственной регистрации. Орган юстиции отказал в регистрации общественному объединению, так как, по мнению должностных лиц, цель его деятельности противоречит Закону «Об общественных объединениях».

Законны ли действия органа юстиции?

РЕШЕНИЕ:

Действия органа юстиций не законы. Так как цель деятельности данного общественного объединения, а именно борьба с бродяжничеством и попрошайничеством, не входит в перечень оснований, в соответствии с которым может быть отказано в государственной регистрации общественному объединению (ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года)

  • 1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • 2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
  • 3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;
  • 4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
  • 5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
  • 6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Также в данной статье сказано, что отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Задание 3

Составьте по произвольной фабуле протокол об административном задержании гражданина.

ПРОТОКОЛ № 101

об административном задержании

г. Новый Уренгой 10 марта 2010 года

23 часа 00 мин.

Я, Петров Иван Иванович, сотрудник дежурной части УВД по г. Новый Уренгой, лейтенант милиции, в соответствии со статьями 27.3-27.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил настоящий протокол об административном задержании гражданина Николаева Михаила Сергеевича, 10 декабря 1978 года рождения, проживающего по адресу: г. Новый Уренгой м-н Советский 1/1 кв. 25, телефон 25-01-01, паспорт серии I-ПВ №117876, выданный УВД по г. Новый Уренгой 15.03.2005.

Гражданин Николаев М. С. был доставлен в УВД по г. Новый Уренгой 10 марта 2010 года в 22 часа 00 минут в связи с совершением мелкого хулиганства - административного правонарушения, в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного пунктом 1 статьи ст. 20.1 КоАП РФ.

Ему разъяснены права (10 марта 2010 года 23 часа 00 минут) и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Сидорова Мария Сергеевна, г. Новый Уренгой м-н Советский 1/1 кв. 27, телефон 25-00-98.

___________________ _____________________

Ф.И.О. подпись

2. Кузнецов Петр Иванович, г. Новый Уренгой м-н Советский 1/1 кв. 28, телефон 25-05-58.

_______________________ _____________________

Ф.И.О. подпись

был осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Задержанный был одет в куртку черную, синие джинсы, белую шапку, серый свитер, черные ботинки. При наружном осмотре телесных повреждений не обнаружено.

Заявлений и замечаний при задержании не поступало.

Лейтенант милиции И.И. Петров

Приложение к протоколу №101

об административном задержании

г. Новый Уренгой

от 10 марта 2010 года

23 часа 00 мин.

Объяснения и замечания задержанного Николаева Михаила Сергеевича, 10 декабря 1978 года рождения, проживающего по адресу: г. Новый Уренгой м-н Советский 1/1 кв. 25, телефон 25-01-01, паспорт серии I-ПВ №117876, выданный УВД по г. Новый Уренгой 15.03.2005:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задержанный просил уведомить о факте задержания и месте его нахождения Николаеву Марию Александровну, телефон 25-01-01, проживающую по адресу г. Новый Уренгой м-н Советский 1/1 кв. 25.

О месте нахождения задержанного сообщено в «23» час. «20» мин. «10» марта 2010 года Николаевой Марии Александровне.

Подпись задержанного лица

_______________________ _____________________

Ф.И.О. подпись

Подпись должностного лица, составившего протокол

______________________ _____________________

Ф.И.О. подпись

Копию протокола получил ________________ (____________________)

расшифровка подписи

Прекращение срока задержания «___» марта 2010 г., в «__ » час.«00» мин.

административный правовой исполнительный власть

Задание 4

Составьте схему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в административно-политической сфере.

Виды органов исполнительной власти

Рис. 1