Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Виды искусства. Понятие жанра. Синтез классических форм искусства и современных технологий

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

Музыкальные жанры эстрады

Эммбиент (англ. ambient -- окружающий) -- жанр электронной музыки, характеризующийся опорой на тембровые модуляции, отсутствием ритма и «атмосферным» звучанием. Эмбиентзародился в 1970-х гг. и с тех пор сформировал несколько разновидностей, от самых лёгких до более жёстких и экспериментальных.

Блюз (англ. blues от blue devils) -- жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня» (англ. work song), «спиричуэлс» (англ. spirituals) и холер (англ. Holler). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп» (англ. pop music), «джаз» (англ. jazz), «рок-н-ролл» (англ. rock'n'roll). Преобладающая форма блюза 4/4, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 -- на субдоминанте и тонике и по 2 -- на доминанте и тонике. Это чередование также известно как блюзовая прогрессия. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой -- так называемый шаффл. Характерной особенностью блюза являются «блю ноутс». Часто музыка строится по структуре «вопрос -- ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого чёрного человека.

Бабблгам-поп (англ. bubblegum pop) -- разновидность поп-музыки, для которой характерны запоминающаяся (нередко «сладкая») мелодия, простая ясная аранжировка, построенная на повторяющихся элементах, и простой текст, как правило, по-юношески романтического, шутливого свойства. «Бабблгам», продукция которого рассчитана на детский и юношеский рынок, смыкается с понятием «мануфактурной» поп-музыки.

Классимческая музыка -- свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях. В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX -- начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т. п. В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века -- начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции. В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII--XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. В тех или иных конкретных случаях конфликт композиторов-академистов XX века, особенно принадлежащих к авангардным течениям (например, Джона Кейджа или Карлхайнца Штокхаузена), с музыкальной традицией прошлого может быть очень резким, но это именно конфликт (предельно напряжённый диалог), тогда как иные типы современной музыки -- от поп-музыки до джаза -- с классической европейской музыкальной традицией почти не взаимодействуют. Впрочем, те или иные эксперименты по скрещиванию академической музыки с разными другими традициями предпринимались на протяжении всего XX века: от созданного Джорджем Гершвином гибрида классики и джаза до записей в сопровождении симфонического оркестра или с иными заимствованными у «академистов» элементами исполнения, практиковавшихся многими рок-группами (например, «Deep Purple», «Queen», «Metallica», «Alice Cooper», «Nightwish», «Cradle of Filth», «Lacrimosa» и другие).

Кантри (англ. Country от country music -- сельская музыка) -- наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Даб (англ. dub) -- музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, даб-техно, дабстеп и других.

Фолк-музыка (от англ.folkHYPERLINK "http://rock-catalog.ru/folk-music" HYPERLINK "http://rock-catalog.ru/folk-music"music -- народная музыка) -- общий термин для обозначения разновидностей популярной музыки, основанных на традиционной народной музыке (преимущественно европейских народов) или включающих в себя элементы народной музыки. В английском языке термин также употребляется для обозначения народной музыки.

Фанк (англ.funk) -- одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также -- стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Слово фанк -- жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» (Get funk!, Get funky!) джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе. Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка.Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилитьударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.

Хип-хоп (англ. Hip-hop) -- музыкальный жанр, являющийся сочетанием ритмичной музыки и наложенной на нее речитатива, иногда -- с наличием мелодичного куплета. Хип-хоп музыка является сочетанием двух музыкальных элементов субкультуры хип-хопа -- диджеинга и эмсиинга. Хип-хоп музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как поп-рэп, до агрессивных -- хардкор-рэп, хорроркор. Содержание песен варьируется от легкого и непринужденного, типа воспоминаний о «старых добрых временах», до поднятия социальных проблем. Истоки хип-хоп музыки лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Однако на становление хип-хопа оказали и другие жанры -- ритм-энд-блюз, соул, джаз, рок-музыка.

Эстрадное искусство ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается прежде всего на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать лаконичными средствами эффектную зрелищность, яркий характер.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ