Полная версия

Главная arrow Прочее arrow Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Анализ качества продукции

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Повышение качества - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

В процессе анализа качества продукции решаются задачи:

  • 1. Оценивается технический уровень продукции.
  • 2. Выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным.
  • 3. Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки.
  • 4. Выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции.
  • 5. Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта - сведения о конструкции; технологических процессах изготовления; применяемых средствах и предметах труда; результатах производства и реализации; рекламе и т.д. Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Влияние качества продукции на результативные показатели работы предприятия оценивается с помощью показателей качества, которые характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделий, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • - удельный вес продукции высшей категории качества;
  • - средневзвешенный балл продукции;
  • - средний коэффициент сортности;
  • - удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • - удельный вес сертифицированной продукции;
  • - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • - удельный вес экспортируемой продукции и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • - полезность (жирность молока, зольность угля);
  • - надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • - технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.);
  • - эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Основным косвенным показателем качества является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объемов производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, например, балльный. При использовании данного метода определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:

- Доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства:

. (1)

  • - Средний коэффициент сортности, который можно определить двумя способами:
    • а) отношением количества продукции высшего (первого) сорта к общему количеству, т.е. определяется доля продукции высшего сорта:

. (2)

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего (первого) сорта:

. (3)

- Средневзвешенная цена изделия представляет собой отношение стоимости продукции по сортам к общему выпуску продукции и определяется следующим образом:

. (4)

В приведенных формулах:

- цена продукции i-того сорта;

- объем продукции i-того сорта в натуральном выражении;

- цена продукции высшего (первого) сорта.

- объем продукции высшего (первого) сорта;

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной продукции и т.п.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях (отзывах) на продукцию. При этом изучается динамика брака по абсолютной сумме и удельному весу, определяются потери от брака. Они анализируются по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, а также по конкретным изделиям и причинам брака.

Основными причинами брака и понижения качества продукции могут быть: низкий уровень технологии и организации производства; аритмичность производства; недостаточный уровень квалификации рабочих; работа на неисправном оборудовании; использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники; отступление от технологического процесса; использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами; несовершенство упаковки, маркировки; нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и т.д.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>