Полная версия

Главная arrow Прочее arrow Примерные ответы на вопросы Государственного экзамена по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Анализ объема и структуры выпуска продукции

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Основными задачами анализа выпуска и реализации продукции являются:

  • - оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • - определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • - разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Можно выделить следующие объекты анализа:

  • - объем производства и реализации продукции в целом и ассортименту;
  • - качество и конкурентоспособность продукции;
  • - структура производства и реализации продукции;
  • - ритмичность производства и реализации продукции;
  • - рынки сбыта продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия; оперативные планы-графики; отчетность - форма № 1-п (годовая) «Отчет по продукции»; форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции»; форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении используются показатели:

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция - это стоимость оплаченной продукции, если учитывать ее «по оплате», или отгруженная, отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная, если учет ведется «по отгрузке».

Анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в несколько этапов.

  • 1. Изучение динамики выпуска и реализации продукции.
  • 2. Анализ выполнения плана по ассортименту.
  • 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение плана.
  • 4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой устойчивости.

Изучение динамики выпуска и реализации продукции проводится с помощью показателей:

  • - базисных темпов роста;
  • - цепных темпов роста;
  • - среднегодовых темпов роста (прироста).

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по формуле среднегеометрической:

. (1)

Изучение динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при этом являются валовая, товарная, реализованная продукция, выраженные в стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях.

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры производства.

Для анализа предлагается использовать алгоритм, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Анализ структуры произведенной продукции

Изделие

Оптовая цена за 1 туб., руб.

Объем производства продукции, туб.

Структура продукции, %

Товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.

План

Факт

План

Факт

План

Фактически при плановой структуре

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

гр.3/гр.3

гр.4/гр.4

гр.3*гр.2

Гр.7**(гр.4/гр.3)

гр.4*гр.2

гр.9-гр.8

А

В

С

D

Итого:

---

гр.3

гр.4

100

100

гр.7

гр.8

гр.9

гр.9-гр.8

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>