Полная версия

Главная arrow Бухучет и аудит arrow Аудит отчислений на социальные нужды

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Аудит отчислений на социальные нужды


Введение

Оплата труда (заработная плата) представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги.

В настоящее время минимальная оплата труда не выполняет роли социальной гарантии, адекватно отражающей социально - экономические условия. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат, штрафов и пени.

Решить некоторые из указанных проблем можно с помощью правильной оплаты труда основанной на соразмерном эффективном возмещении затрат работника в процессе трудовой деятельности. Она обретает особую значимость на современном этапе в связи с изменениями условий хозяйствования, увеличением объема прав и полномочий хозяйствующих субъектов, когда возникает дополнительная необходимость разработки и внедрения на каждом предприятии системы оплаты труда, направленной на: максимальное использование трудового потенциала работников, точную и полную оценку количества и качества труда. Через организацию заработной платы должен достигаться необходимый компромисс между интересами работодателя и работника способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

В интересах науки и практики заработная плата на современном этапе должна превращаться посредством гибкого регулирования необходимых аспектов организации оплаты труда в главное звено процесса экономического развития и придавать ему функции стабилизатора экономики. Новые подходы в организации формирования и распределения фондов оплаты труда призваны обеспечить социальную справедливость, объективность, повысить стимулирование и мотивацию работников, чему в значительной степени способствует эффективный внутренний и внешний контроль хозяйственной деятельности предприятий.

В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействуют ряд рыночных и внерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Как считает А.Маршалл [8], при рационально организованной экономике цена высококвалифицированного творческого труда значительно выше, чем малоквалифицированного. Это отражает более высокую продуктивность квалифицированного труда. Как известно, в России ситуация обратная, следовательно, нашу экономику нельзя считать рационально организованной.

Цели:

  • -определить сущность оплаты труда, порядок ее формирования и принципы законодательного регулирования;
  • - раскрыть специфику учета оплаты труда в торговой организации;
  • - раскрыть специфику учета оплаты на социальные нужды;

Исходя из цели, были поставлены задачи:

  • -рассмотреть теоретические основы учета труда и его оплаты;
  • -рассмотреть теоретические основы учета выплат на социальные нужды.

учет труд оплата торговый

Аудит заработной платы

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)[1] оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Для предприятия затраты человеческого труда являются важнейшим элементом издержек производства и обращения. Поэтому важное значение имеет наличие экономически обоснованной и достоверной информации о труде и его оплате.

Учет труда и его оплаты должен обеспечить:

контроль за производительностью труда, количеством и качеством труда, использованием рабочего времени, фондом оплаты труда и фондом потребления;

осуществление своевременных и правильных расчетов по оплате труда;

получение данных по труду и его оплате для планирования и оперативного регулирования;

своевременное составление бухгалтерской и статистической отчетности по труду и его оплате.

Оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Контрольные процедуры:

  • 1. Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению и утверждаемым учетной политикой.
  • 2. Ознакомиться с организацией оперативного учета личного состава организации и изучить документы, отражающие движение списочного состава персонала организации (прием, увольнение, перевод).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «0 бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документация по учету труда и его оплаты утверждена постановлением Госкомстата РФ от 5.01.2004 г.№1[5].

  • 3. Изучить организацию оплаты труда.
  • 3.1. Изучить системы оплаты труда.

Организация может при менять тарифную и бестарифную системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда подразделяется на сдельную и повременную, каждая из которых имеет своп разновидности.

3.2. Установить условия оплаты труда и видовой состав начислений.

Аудитору необходимо ознакомиться с действующей в организации системой поощрения работников посредством премирования и предоставления сотрудникам различных материальных и социальных благ, суммы которых должны включаться в совокупный доход физического лица (оплата питания, оплата проездных документов, обучение в вузе, выдача займов на льготных условиях и др.).

3.3. Установить формы и порядок выплаты персоналу организации заработной платы.

Помимо выплаты заработной платы наличными денежными средствами организация может в соответствии с коллективным договором пли трудовым договором по письменному заявлению работника осуществлять выдачу заработной платы в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ)[1]. При этом доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться через кассу, с помощью пластиковых карт и других технических средств.

4. Изучить видовой состав удержаний.

Из заработной платы физических лиц, работающих на предприятии, в учреждении, организации по трудовому договору, договору подряда, но совместительству или выполняющих разовые или случайные работы, могут производиться определенные виды удержаний.

5. Изучить учетную политику с целью установления наличия в ней положений по созданию различных видов резервов в части оплаты труда.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам: выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год, что предусмотрено п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

  • 6. Проверить правильность ведения аналитического учета расчетов по оплате труда.
  • 6.1 Ознакомиться с порядком ведения аналитического учета.
  • 6.2 Проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета.
  • 7. Ознакомиться с правилами документооборота по учету труда и его оплаты и формами первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете труда и его оплаты.
  • 8. Проверить соблюдение порядка проведения инвентаризации расчетов по оплате труда.

При организации учета труда и его оплаты субъекты экономической деятельности опираются на законодательные и нормативные документы.

Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации. Наряду с Конституцией РФ, основой законодательного регулирования организации учета труда и его оплаты являются следующие законодательные и нормативные документы, часть из которых претерпела существенные изменения и дополнения в последние годы:

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
  • 2. Кодекс законов о труде РФ;
  • 3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая, гл. 23,24,25) [2];
  • 4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[3];
  • 6. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1-Ф3 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.[4];
  • 7. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющих детей от 19.05.1995 г. №81-ФЗ;
  • 8. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. № 2490-1 [6];

Из начисленной заработной платы работников производятся следующие удержания:

налог на доходы физических лиц

по исполнительным документам в пользу других предприятий и лиц

своевременно не возвращенные подотчетные суммы

за причиненный материальный ущерб

за товары, купленные в кредит

по полученным займам

профвзносы и др.

Налог на доходы физических лиц удерживается в соответствии с главой 23 НК РФ[1]. Исчисление этого налога производится по совокупному годовому доходу, полученному в календарном году от всех источников на территории РФ и вне ее, как в денежной, так и в натуральной форме.

Учет расчетов по оплате труда регламентируется основными положениями по учету труда и заработной платы, положением о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию, положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям и другими.

Учет расчетов по оплате труда и другим выплатам с каждым из работающих ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника.

Для идентификации работающих каждому присваивается табельный номер, и он указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда.

Учет расчетов по оплате труда в лицевых карточках ведется нарастающим итогом в течение года. Лицевые счета работников должны храниться в архиве предприятия в течение 75 лет.

Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка.

Таблице 1. Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» [7]

Уменьшение задолженности

Корреспондирующий счет

Увеличение задолженности

Корреспондирующий счет

Начисление удержаний:

Налог на доходы физ.лиц.

По исполнительным листам

Не возвращенным подотчетным суммам

За причиненный материальный ущерб

За товары, купленные в кредит

По полученным займам

Выплата зарплаты, отпускных

Перечисление оплаты труда на лицевой счет в банке

Депонирование зарплаты

  • 68
  • 76
  • 71
  • 73
  • 76
  • 73
  • 50
  • 51
  • 76

Сальдо-остаток задолженности по оплате труда на начало периода

Начисление зарплаты:

Рабочим основного производства

Управленческому персоналу предприятия

Персоналу торговых точек

Непроизводственному персоналу

Отпускные

Начисление пособий по социальному страхованию

Начисление прочих выплат

Сальдо-остаток задолженности по оплате труда на конец периода

  • -
  • 20
  • 26
  • 44
  • 91
  • 20,26,44
  • 69
  • 91
  • -

Аудит отчислений на социальные нужды.

При всяком начислении оплаты труда организация обязана начислить отчисления в фонды пенсионного обеспечения и социального страхования.

Плательщиками обязательных страховых взносов являются:

работодатели - юридические лица;

работающие граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Начисления отражаются по счёту 69 - «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению» и относятся на затраты производства по месту деятельности работника. По счету 69 - «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению» выделяют отдельные фонды и субсчета для отражения расчётов с различными фондами.

  • 1) ФСС - Фонд социального страхования;
  • 2) ПФ - Пенсионный фонд;
  • 3) ФФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования, в составе которого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 4) ТФОМС - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Налоговая база для определения налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Размер отчислений установлен Налоговым кодексом РФ .

  • 1)отчисления в ФСС 2,9%
  • 2)отчисления в ПФ20,0%;
  • 3)отчисления в ФФОМС1,1%;

Отчисления с фонд социального страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников. Размер отчислений Осс определяется следующим образом:

Осс = З х Рсс/100, где

З - начисленная зарплата и другие приравненные к ней выплаты, руб.,

Рсс -установленный процент отчислений на социальное страхование (4% с 01.01.01 г., 3,2% с 01.01.05 г., 2,9% с 01.01.06 г.) [7].

Отчисления в фонд социального страхования, сформированного на предприятии, используются для выплаты пособий по государственному страхованию работникам предприятия, а неиспользованный остаток отчислений перечисляется в фонд социального страхования.

Из ФСС выплачиваются пособия:

По временной нетрудоспособности

По беременности и родам

Единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Социальное пособие на погребение

Детские подарки при проведении новогодних елок.

Учет отчислений в ФСС ведется на пассивном счете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» (таблица2)[7].

Таблица 2 «Расчеты по соц.страхованию»(Счет 69-1)

Дебет

Кредит

Уменьшение задолженности

Корреспондирующий счет

Увеличение задолженности

Корреспондирующий счет

Начисление пособий по соц. страхованию

Оплата ЕСН в разрезе фонда соц. страхования

  • 70
  • 51

Сальдо-остаток задолженности в ФСС на начало периода

Отчисления на социальное страхование

Сальдо - остаток задолженности в ФСС на конец периода

  • -
  • 10,20,26,44
  • 91
  • -

При значительных выплатах средств из ФСС может быть появиться дебетовое сальдо. Недостающая сумма возмещается предприятию после проверки обоснованности произведенных расходов и расчетов.

Далее рассмотрим пример выплат по пособию по временной нетрудоспособности.

Работник был болен с 1 марта по 17 марта. Должностной оклад работника 27000 руб. Непрерывный трудовой стаж работника на момент наступления нетрудоспособности составляет 7 лет. Бухгалтерия производит расчет пособия по временной нетрудоспособности:

  • 1. по графику пятидневной рабочей недели количество рабочих дней в марте (месяце нетрудоспособности) составляет 23 дня.
  • 2. Из них 13 рабочих дней рабочих дней пропущено из-за временной нетрудоспособности.
  • 3. Среднедневной заработок работника в марте составляет:
  • 27 000 руб. : 23 дня = 1 173,91 руб.

Дневное пособие исчисляется в размере 80%(т.к. непрерывный трудовой стаж составил 7 лет) среднедневного заработка работника. Рассчитанная сумма пособия по временной нетрудоспособности:

1 173,91 руб. * 13 дней * 80% =12 208,66 руб.

Однако максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не должен превышать 12480 руб.

Максимальная величина дневного пособия в марте:

12480 руб. : 23 дня = 542,61 руб.

Сумма пособия за 13 дней нетрудоспособности составит

542,61 руб. * 13 дней * 80% = 5643,14 руб.

Начисление дивидендов от участия в предприятии работникам, являющихся акционерами, производится на основании решения общего собрания акционеров.

На суммы произведенных начислений заработной платы, пособий по социальному страхованию, доходов от участия в предприятии увеличивается задолженность предприятия перед работниками по оплате труда, которая отражается по кредиту счета 70. Заработная плата и отпускные включаются в издержки производства. Пособия по временной нетрудоспособности относятся на уменьшение фонда социального страхования. Суммы причитающихся доходов от участия в предприятии относятся на уменьшение чистой прибыли. Суммы прочих выплат относятся на те источники финансирования, на счет которых они начисляются (чистая прибыль, целевое финансирование и т.п.).

Заключение

Основанием для подсчета заработной платы рабочих и служащих, служат первичные документы (рапорты о выработке, наряды, акты о браке, листки на доплату, табеля и др.). В бухгалтерии проводится проверка и таксировка первичных документов по учету выработки и выполненных работ, распределение заработной платы между отдельными работниками (при бригадной форме оплаты труда), группировка и подсчет начисленных сумм заработной платы для отдельных рабочих путем составления накопительных карточек, расчетных листков или накопительных (группировочных) ведомостей. После этого составляются расчетные и платежные ведомости на выплату заработной платы, которые являются регистром аналитического учета к синтетическому счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», показатели которого используются для составления отчетности. Синтетический учет расчетов по оплате труда на предприятии ведут на счете 70 «Расчет с персоналом по оплате труда». По кредиту счета 70 отражают причитающиеся членам трудового коллектива суммы начисленной заработной платы за отработанное и не отработанное время, премии, доплаты, а по дебету счета 70, выплаченные суммы заработной платы и удержания из нее. С начисленного фонда оплаты труда производятся отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие как: Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Синтетический учет расчетов по взносам на социальное страхование, в пенсионный Фонд и на обязательное медицинское страхование ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» .

Таким образом, в данной работе были подробно рассмотрены аспекты учета расходов организации на заработную плату и отчисления на социальные нужды.

Список литературы

  • 1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федер. Закон № 197: принят Гос. Думой 30.12.2001 г.]
  • 2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст]:[федер. Закон № 117: принят Гос. Думой 05.08.2000 г.]
  • 3. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: [федер. Закон № 129: принят Гос. 21.11.1996 г.].
  • 4. Российская Федерация. Законы. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год. [Текст]:[федер. Закон № 197: принят Гос. Думой 27.10.1997.]
  • 5. Российская Федерация. Законы. Об утверждение унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты [Текст]: [Постановление Госкомстата РФ №1. От 05.01.2004 г.]
  • 6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющих детей. [Текст]:[федер. Закон №81: принят Гос. Думой 19.05.1995.].
  • 7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]/Н.П. Кондаков. М: Инфра-М, 2007. - 117 с.
  • 8. Маршалл А. Принципы экономической науки [Текст]/А. Маршалл. М.: Прогресс., 1993. - 594 с.
  • 9. Российская Федерация. Законы. Об утверждение Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст]: [Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н.].
  • 10. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекч Россйиской Федерации (ГК РФ). [Текст]:[федер. Закон № 138: принят Гос. Думой 23.10.2002 г.].