Полная версия

Главная arrow Право arrow Административное право

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Административное право как наука

Наука административного права -- это составная часть российской правовой науки, система правовых взглядов, представлений, теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций и позиций по вопросам развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений.

Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства.

Наука административного права призвана проверять эффективность своих норм, изучать практику их применения, выявлять нормы, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, делать прогнозы и давать рекомендации по совершенствованию административного права. Выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения -- одна из важнейших задач науки административного права.

Полученные при проведении научных исследований результаты, как правило, используются при толковании норм административного права, а также в ходе правотворческой работы при подготовке административно-правовых актов.

Наукой административного права используются самые различные методы (способы, приемы) при изучении ее предмета.

В частности, ею применяются общенаучные методы, которыми пользуются все научные дисциплины, это:

диалектика--метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

анализ -- расчленение объекта на составляющие его элементы;

синтез -- соединение элементов в единое целое;

аналогия -- правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках и т.д.

В процессе изучения различных аспектов своего предмета наука административного права использует собственные, научные методы:

системный -- рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне этой системы;

сравнительного правоведения -- изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран;

соотношения административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

формально-юридический -- метод исследования, при котором административное право изучается в чистом виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология, и др.

Тема 3. Административно-правовые нормы

1. Понятие и особенности административно-правовых норм

Административно-правовая норма -- это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Главное назначение административно-правовых норм -- это правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности. Например, его нормами определяются правовой статус всех федеральных органов исполнительной власти, порядок взаимодействия этих органов с различными государственными и негосударственными объединениями, гражданами.

Нормы административного права являются также нормативной базой для регулирования общественных отношений, являющихся предметом обеспечения других отраслей права -- финансового, налогового, предпринимательского и др.

2. Структура административно-правовой нормы

Норма административного права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется то или иное правило поведения. Гипотеза может содержать конкретные фактические условия, при которых норма права подлежит применению.

Диспозиция -- это основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера.

Санкция указывает на меры возможного государственного воздействия; как правило, в виде дисциплинарного или административного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы.

3. Виды административно-правовых норм

Нормы административного права могут быть классифицированы по разным основаниям (в зависимости от их регулятивной направленности и соответственно по юридическому содержанию).

По предмету регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальными нормами закрепляются права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность. Указанными нормами определяется правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти.

Процессуальные административно-правовые нормы определяют порядок реализации материальных норм. К таким нормам относятся нормы, определяющие порядок рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

В зависимости от юридического содержания можно выделить следующие виды норм:

обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия;

запрещающие, то есть устанавливающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой;

уполномочивающие, или дозволительные, нормы, которые предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормой по своему усмотрению. В таких нормах отсутствуют прямые предписания и запреты;

стимулирующие нормы, или иначе поощрительные, обеспечивают с помощью соответствующих средств материального либо морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений. На основании таких норм предоставляются различные налоговые и иные льготы, освобождаются от уплаты налогов и т.д.

4. Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Основными формами реализации указанных норм являются исполнение и применение. Исполнение -- это точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Применение административно-правовых норм выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.).

Иногда к способам реализации административно-правовых норм относят соблюдение и использование.

5. Действие административно-правовых норм

Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц.

Одни административно-правовые нормы действуют на территории всей страны (это нормы, принятые на федеральном уровне), а другие -- на определенной территории (это нормы, принятые на уровне субъектов Российской Федерации). Административно-правовые нормы могут также действовать и в межтерриториальном масштабе, когда регламентируют деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зарубежных стран.

Одни нормы распространяют свою юридическую силу на всех граждан России (это, например, нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и др. актами), другие -- лишь на определенный круг лиц.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия, то есть действуют либо до их официального изменения, либо до их отмены. Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных правовых актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

6. Источники административного права

Источники административного права -- это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Основными источниками административного права являются:

Конституция Российской Федерации;

федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации;

указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти;

на уровне субъектов РФ источниками административно-правовых норм являются Конституции республик, их законодательные, президентские и правительственные нормативные правовые акты, акты органов исполнительной власти;

нормативные акты органов местного самоуправления и общественных объединений, если на них возложены полномочия по осуществлению государственных полномочий;

административные договоры;

некоторые судебные акты;

акты, издаваемые руководителями государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, действие которых ограничено рамками данного формирования;

международные и некоторые другие акты.

Тема 4. Административно-правовые отношения

1. Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.

В отличие от других правоотношений административные правоотношения построены на началах «власть -- подчинение». Это означает, что одна сторона в этих отношениях наделена соответствующими властными полномочиями, а другая на основании норм административного права, не имеющая властных полномочий или имеющая их, но в меньшем объеме, обязана подчиняться стороне, в руках которой сконцентрирована вся власть.

Другая особенность данных правоотношений, обусловленная сущностью этих правоотношений, как властеотношений, предполагает, что одной из сторон в них всегда должен быть специальный субъект -- носитель властных полномочий, то есть орган исполнительной власти, уполномоченный подчинить своей воле поведение второй стороны.

В административно-правовых отношениях прямо или косвенно выражается публичный интерес, воля и интерес государства, поскольку эти правоотношения непосредственно связаны с осуществлением управленческих задач и целей государства.

По своей сути управленческие отношения являются отношениями организационными.

Внутреннее содержание административно-правовых отношений таково, что в этих отношениях всегда проявляется присущее административно-правовому регулированию юридическое неравенство сторон.

2. Юридические факты в административном праве

Для того чтобы между субъектами административного права возникло конкретное правоотношение, необходимо наличие определенных установленных административно-правовой нормой условий.

Ими могут быть действия и события. Эти действия и события называются юридическими фактами.

Действия бывают правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их и, как правило, влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К неправомерным действиям относятся также бездействия.

События -- это явления, которые происходят независимо от воли людей (смерть, рождение, стихийное бедствие и т.д.).

3. Виды административно-правовых отношений

Административные правоотношения могут быть классифицированы по разным основаниям.

Можно выделить две группы правоотношений: основные и не основные. К основным административным правоотношениям относятся отношения, непосредственно выражающие формулу «субъект -- объект», в которой проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Не основными являются правоотношения, складывающиеся в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управляющего воздействия субъекта управления на объект. Не основные отношения строятся по формуле «субъект--субъект».

При классификации административных правоотношений по характеру связей между участниками управленческих правоотношений различаются вертикальные правоотношения и горизонтальные.

Вертикальные правоотношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и наиболее типичны для управленческой деятельности. Это и есть властеотношения. Именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, в них наиболее четко выражено неравенство сторон и подчинение одной стороны другой.

Горизонтальными правоотношениями признаются такие отношения между субъектами управленческих отношений, в которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют властные веления одной стороны, обязательные для другой. Горизонтальные отношения возникают между находящимися на одинаковом правовом уровне несоподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных правовых актов, по согласованию

совместных управленческих действий, по проведению совместных коллегий.

Управленческие правоотношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения -- на внутриорганизационные и внешние.

Внутриорганизационные отношения связаны с формированием управленческих структур сверху донизу, с определением порядка взаимодействия между исполнительными органами и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между ними. Внешние отношения направлены непосредственно на реализацию функции управления применительно к управляемым объектам.

Тема 5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права

1. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть является составной частью государственной власти и осуществляется в Российской Федерации и ее субъектах. Органами, реализующими исполнительные функции этой ветви власти, являются органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти являются органами государственного управления. Они формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь.

Подчиненность органов исполнительной власти строится чаще всего по вертикальному принципу.

Органы исполнительной власти не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона.

Правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

2. Виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти могут быть классифицированы по разным критериям.

В зависимости от федеративного государственного устройства Российской Федерации различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации создаются в республиках, краях, областях, городах республиканского значения, автономной области и автономных округах.

Кроме указанных органов на территории субъектов Российской Федерации действуют также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые действуют на территориях субъектов Федерации, но не входят в систему их исполнительных органов.

Органы исполнительной власти различаются также по характеру их компетенции:

к органам общей компетенции относятся органы исполнительной власти, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности;

органами отраслевой компетенции являются органы исполнительной власти, которые осуществляют управление в отношении конкретной отрасли экономики, социально-культурной и административно-политической сфере (например, обороной, юстицией);

к органам межотраслевой компетенции относятся органы исполнительной власти, которые в соответствии с компетенцией осуществляют управление по вопросам, имеющим межотраслевое значение;

к органам специальной компетенции относятся органы исполнительной власти, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти различаются также по организационно-правовым формам. На федеральном уровне создаются Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а на уровне субъектов Федерации -- правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, управления, департаменты, администрации, мэрии и т.д.

3. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Президент РФ осуществляет полномочия по формированию органов исполнительной власти, определению основных направлений их деятельности и руководству ими, контролю и надзору за их деятельностью и др.

Президент РФ:

формирует Правительство РФ, имеет право принимать или отклонять его отставку, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, вносит изменения в состав Правительства РФ;

назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ;

оказывает существенное влияние на содержание деятельности Правительства РФ и деятельности федеральных органов исполнительной власти;

может председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ;

приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или если такие акты нарушают права и свободы человека;

утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти по представлению Председателя Правительства РФ, вносит в нее изменения;

утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти;

определяет порядок взаимодействия между этими органами, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти; утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет;

назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных служб, федеральных агентств, а также их заместителей;

издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

обладает правом законодательной инициативы;

вносит предложения о кандидатурах на замещение должности высшего должностного лица (руководителя) органа исполнительной власти субъекта Федерации;

может вынести высшему должностному лицу субъекта Федерации предупреждение (в случае если это лицо не приняло в течение 2 месяцев мер по исполнению решения суда).

Важную роль в организации работы Президента РФ осуществляет Администрация Президента РФ. Администрация Президента РФ осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ, занимается подготовкой ему предложений о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, содействует Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Территориальное представительство института Президента РФ доверено полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, входящим в состав Администрации Президента РФ. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему, входит в состав Администрации Президента РФ.

Основными задачами полномочных представителей являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Интересы Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе представляют полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти

Правительство РФ является органом государственной власти, возглавляющим ветвь исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство РФ:

-- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

--осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит также право законодательной инициативы.

Правительство РФ руководит работой значительного числа федеральных органов исполнительной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.

Правительство РФ наделено также полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления и контролю за их деятельностью.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории Российской Федерации, а также обеспечивает их исполнение.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ исключительно для решения оперативных вопросов. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов. Правительство РФ вправе отменить любое решение своего Президиума.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Председатель Правительства РФ:

возглавляет Правительство РФ;

определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;

представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за ее пределами;

ведет заседания Правительства РФ, подписывает принятые на них акты;

информирует Президента РФ о работе Правительства РФ;

вносит предложения Президенту РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ.

5. Федеральные органы исполнительной власти

К федеральным органам исполнительной власти в соответствии с новой системой данных органов относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

На указанные органы возлагаются полномочия по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимается деятельность рассматриваемых федеральных органов за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в

области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральным министерством является федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти определяется положениями о них, которые утверждаются либо Президентом РФ, либо Правительством РФ в соответствии с их компетенцией. В положениях о федеральных органах исполнительной власти определяются задачи и функции этих органов, их взаимоотношения с иными федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также полномочия должностных лиц, в том числе и руководителя конкретного органа и т.д.

6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта РФ), межрайонных, городских или районных органов. Они являются государственными органами, находящимися в подчинении тех федеральных органов исполнительной власти, которые их создали.

На территориальные органы в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями возлагаются функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг и другие функции, в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов и т.д.

Территориальные органы вправе также осуществлять контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации имеют собственную систему органов исполнительной власти.

Таким образом, на территории субъектов фактически действуют две группы органов исполнительной власти. Одну группу органов составляют и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые осуществляют полномочия по предметам совместного ведения, а другую -- органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые выполняют полномочия, относящиеся исключительно к ведению субъектов Федерации.

В республиках система исполнительной власти определяется их конституциями. Она, как правило, возглавляется правительством, а может возглавляться и главами республик -- их президентами. Нередко президент республики является одновременно и председателем правительства этой республики.

В состав правительства (кабинета министров) республик входят премьер-министр, его заместители, министры, председатели государственных комитетов и руководители других органов государственного управления республики. Правительство (кабинет министров), являясь органом общей компетенции, объединяет и направляет работу всех органов исполнительной власти, образованных в республике в сфере государственного управления.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках чаще всего являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и т.д.

В краях, областях и иных субъектах Российской Федерации система органов исполнительной власти действует в соответствии с их уставами. Руководство деятельностью администрации края, области, автономной области, автономного округа осуществляет его глава, который избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта Федерации.

Администрации краев, областей, иных субъектов создают комитеты, управления, департаменты, отделы, которые являются органами отраслевой и межотраслевой компетенции. Они занимаются вопросами планирования, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, охраной природы, энергетикой, наукой, культурой и многими другими отраслями и сферами жизнедеятельности данного субъекта Федерации.

Тема 6. Граждане как субъекты административного права

1. Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления

Под административно-правовым статусом гражданина принято понимать комплекс прав и обязанностей гражданина, реализуемых в сфере управления в рамках административно-правовых отношений при взаимодействии в первую очередь с органами исполнительной власти, а также органами законодательной и судебной власти, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, общественными объединениями и должностными лицами всех этих органов.

Основные права и обязанности человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ и имеют прямое действие. Многие из этих прав и обязанностей составляют содержание административно-правового статуса граждан. К ним относятся:

- право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища;

- право на свободу передвижения;

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

- право участвовать в управлении делами государства, в том числе избираться и быть избранными в органы государственной власти, иметь равный доступ к государственной службе;

- обязанность защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59).

Конституционные нормы, закрепляя основные права и обязанности граждан, в то же время не указывают, каким образом они могут быть реализованы и выполнены. Эта задача обеспечивается нормами различных отраслей российского права, в том числе и административного права, что находит свое непосредственное выражение в текущем законодательстве Российской Федерации.

Систему административного права, регламентирующего правовой статус граждан, составляют нормы, содержащиеся в законах и других правовых актах. Этими нормами определяются правила поведения граждан в различных сферах общественных отношений, в частности в сфере установленного порядка управления, охраны общественного порядка, охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, дорожного движения, коммунального хозяйства, регламентируются способы их защиты, в том числе путем установления административной ответственности за нарушения этих правил.

Административно-правовой статус граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним возможность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждена или передана другому лицу.

Однако гражданин может быть в этом временно или частично ограничен.

Административная дееспособность -- это способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами права.

На основе административной правоспособности граждане могут вступать в различные административно-правовые отношения, реализуя свои права и выполняя обязанности. Следует также иметь в виду, что административно-правовой статус многих категорий людей, проживающих на территории Российской Федерации, имеет определенные различия, например статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, инвалидов, ветеранов, переселенцев, беженцев и др.

2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранным гражданином в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают на территории Российской Федерации на основании следующих документов:

приглашение на въезд в Российскую Федерацию -- документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

разрешение на временное проживание -- подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство--документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является также и документом, удостоверяющим его личность.

Следует подчеркнуть, что указанные лица, находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Указанные граждане пользуются следующими правами: правом на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени; на неприкосновенность жилища; на образование; на свободу совести и вероисповедания; на объединение; иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им свободно; на охрану здоровья и т.д.

Вместе с тем они не имеют таких прав, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права принимать участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через ; своих представителей; не могут занимать определенные должности и замещать должности государственных служащих; не вправе участвовать в отправлении правосудия.

Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане и лица без гражданства не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на , граждан России, например они не несут обязанностей воинской службы.

В то же время они должны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, платить налоги в случае, если они занимаются трудовой деятельностью на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать законы, традиции и обычаи народов России.

Являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства обычно подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане России.

3. Административно-правовой статус беженцев

Беженец -- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Лицо, получившее свидетельство о признании его беженцем, имеет право на:

получение информации о порядке признания его беженцем, о своих правах и обязанностях;

получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда;

получение направления в центр временного размещения;

получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;

получение медицинской и лекарственной помощи;

получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве и т.д.

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

соблюдать законы нашей страны;

соблюдать порядок проживания и выполнять санитарно-гигиенические нормы в местах проживания;

пройти обязательное медицинское освидетельствование и др.

4. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденным переселенцем является гражданин России, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, каковым может быть один из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органон миграционной службы, или место жительства у родственников либо у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Помимо этого, он вправе рассчитывать на содействие в обеспечении ему проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

В то же время вынужденный переселенец обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного их поселения. Кроме того, при перемене места жительства перед выездом он должен сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы, проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

5. Паспортная система в Российской Федерации

Под паспортной системой следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов и правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортную систему можно рассматривать и как совокупность общественных отношений, возникающих между различными государственными органами (органами внутренних дел, военкоматами, органами загса, медицинскими учреждениями, жилищно-коммунальными и иными организациями, занимающимися регистрационным учетом граждан) и гражданами в связи с выдачей им паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом по месту жительства и месту пребывания.

Паспортный режим -- это совокупность правил паспортизации и регистрации граждан. Он является частью общего административного режима страны. Его правила распространяются на всех граждан и не связаны с какими-то особыми обстоятельствами.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В нем производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста. Кроме того, в паспорте делаются отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина России на территории Российской Федерации. За пределами Российской Федерации отметки о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина России, делаются органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.

Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан.

6. Правила регистрационного учета граждан

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Регистрация гражданина России по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить документ, удостоверяющий личность, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение.

7. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Важным гарантом защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти выступает институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который учрежден в соответствии с Конституцией РФ (п. «д» ст. 103).

Уполномоченный по правам человека:

способствует восстановлению нарушенных прав;

совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

способствует развитию международного сотрудничества в области прав человека;

правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Важно отметить, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Одним из основных способов реализации предоставленных ему полномочий является рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах предоставленной ему компетенции.

Для усиления гарантий деятельности Уполномоченного законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в его деятельность.

8. Обращения граждан

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение -- это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанное с каким-либо нарушением, а имеющее целью привлечь внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других органов с указанием пути их устранения.

Заявление -- обращение гражданина в указанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя.

Жалоба -- это обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Ходатайство -- обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления и другие органы о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил и другими актами.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего).

Тема 7. Государственные служащие

1. Законодательные основы государственной службы

Конституция РФ относит федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации. Многие вопросы государственной службы регулируются специальными правовыми актами и нормами применительно к военной службе и службе в правоохранительных органах.

Многие вопросы государственной службы регулируются указами Президента РФ. Президентом утверждаются перечни должностей федеральной государственной службы, перечни типовых воинских должностей и должностей правоохранительной службы, реестры должностей федеральной государственной гражданской службы, порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими, порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих и др.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется также постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

2. Понятие государственной службы и ее система

Государственная служба рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах.

Систему государственной службы Российской Федерации составляют федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Федерации, которая осуществляется гражданами Российской Федерации на профессиональной основе.

3. Виды государственной службы

Система государственной службы включает в себя три вида государственной службы. Это государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба в соответствии с новым законодательством Российской Федерации о государственной службе находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. В связи с этим она подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба -- это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации понимается как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы и находятся в ведении Российской Федерации.

Военная служба, как один из видов федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба -- вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

4. Принципы государственной службы

Принципами государственной службы являются основополагающие идеи, которые положены в основу ее построения и функционирования.

Единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечиваются принципом федерализма. Этот принцип находит свое выражение в том, что государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

Принцип законности выражается в том, что законодательство субъектов Федерации по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полном объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты обязывают государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и защищать в случае необходимости, привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим мерам ответственности.

Равный доступ граждан к государственной службе -- один из важнейших конституционных принципов, в соответствии с которым не допускаются ограничения при приеме на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положений, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы заключается в том, что их взаимосвязь обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц состоит в том, что лица, допустившие подобные действия, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Понятие и классификация государственных должностей

Под должностью принято понимать учрежденную в установленном порядке первичную структурную (организационную) единицу, отражающую содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Федерации, воинские должности и должности правоохранительной службы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Руководители -- это должности руководителей и их заместителей в государственных органах и их структурных подразделениях, замещаемые на определенный срок или без ограничений срока полномочий.

Помощники (советники)--должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям указанных выше государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты -- это должности, которые учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органами возложенных на них задач и функций и которые замещаются без ограничения срока полномочий.

В сфере государственной службы действуют также обеспечивающие специалисты, которые занимают должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются также на группы: высшие должности гражданской службы, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы. При этом должности руководителей, помощников (советников) классифицируются только на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности специалистов -- на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы, а должности обеспечивающих специалистов -- на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Для того чтобы иметь возможность занимать те или иные должности государственной службы, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

6. Понятие государственного служащего. Виды государственных служащих

Государственные служащие Российской Федерации классифицируются на федеральных государственных служащих и на государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Федеральные государственные служащие в зависимости от особенностей службы могут быть подразделены на три вида: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие и служащие правоохранительных органов.

Гражданский служащий -- гражданин России, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

К государственным служащим, занимающим должности на военной службе и службе в правоохранительных органах, относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и других органов, исполняющих специфические обязанности.

Особую группу составляют служащие, которые осуществляют полномочия государственно-властного характера и относятся к категории должностных лиц.

Должностными лицами принято называть государственных служащих, имеющих право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного воздействия и т.д.).

Оперативный состав (функциональные работники) -- это государственные служащие, выполняющие работу в качестве специалистов в государственном органе.

Вспомогательный состав -- государственные служащие, которые не наделены полномочиями по совершению действий, влекущих юридические последствия.

7. Права и обязанности государственных служащих

Служебные права и обязанности государственных служащих подразделяются на общие, специальные и дополнительные.

Общими для всех государственных служащих являются такие права. как;

--на обеспечение надлежащих организационно-технических условий,

необходимых для исполнения должностных обязанностей;

--на ознакомление с должностным регламентом и иными документа

ми, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности

профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

  • --на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • --на получение в установленном порядке информации и материалов,

необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного

органа;

--на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного само

управления, общественные объединения и иные организации.

В свою очередь государственный служащий, к примеру, обязан:

-- соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение;

исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

соблюдать служебный распорядок государственного органа;

поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Специальными правами государственные служащие наделяются в зависимости от правового положения органа, в котором они работают, и от того, какую занимают должность. Для выполнения специальных обязанностей некоторые государственные служащие могут наделяться дополнительными правами -- на применение оружия, на исполнение предъявляемых требований, на применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и т.д.

8. Способы поступления на государственную службу

Должности государственных служащих замещаются путем назначения, конкурса и по контракту.

Назначение на государственную должность государственной службы -- это юридический акт государственного органа или должностного лица, в соответствии с которым на служащего возлагается осуществление функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Назначением замещаются должности государственной службы категорий «руководители» и «помощники (советники)».

Граждане могут поступать на государственную службу по контракту, если они владеют государственным языком Российской Федерации и достигли возраста 18 лет.

Служебный контракт -- это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. С государственным служащим может заключаться служебный контракт на неопределенный срок и срочный контракт от одного до пяти лет.

Срочный служебный контракт заключается тогда, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме, В контракте указывается срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и определяются условия контракта.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется также по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>