Полная версия

Главная arrow Право arrow Административное право

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления

Исполнительная власть, являясь одной из ветвей государственной власти, обладает рядом присущих только ей характерных черт.

Это самостоятельная ветвь государственной власти, которая реализуется во внесудебном порядке особыми субъектами, наделенными исполнительной компетенцией, т.е. органами исполнительной власти.

Функции исполнительной власти непосредственно связаны с практической реализацией законов и политики государства во всех сферах его ведения. В связи с этим органы исполнительной власти, представляющие эту власть, ведут огромную повседневную работу по исполнению законов. Они проводят организационные и иные мероприятия, принимают управленческие решения в виде издания административно-правовых актов, выполняют огромный объем полномочий по оказанию непосредственного управляющего воздействия на объекты управления, обеспечивая тем самым выполнение установленных правил, требований законов и подзаконных актов.

Основное назначение исполнительной власти -- это реализация государственной политики и законов в управлении. Исполнительная власть реализуется через систему государственных органов и его аппарат (должностных лиц) по осуществлению возложенных на них задач и функций в соответствии с установленным статусом.

Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

Исполнительную власть нельзя отождествлять с государственным управлением как исполнительной и распорядительной деятельностью. Управленческая деятельность является практической формой реализации исполнительной власти, в то время как сама исполнительная власть отражает функциональное назначение этой деятельности.

Исполнительная власть призвана определять объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Исполнительная власть, по сути, составляет содержание деятельности по государственному управлению. При этом все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

В целом соотношение государственного управления и исполнительной власти заключается в том, что государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Тема 2. Административное право как отрасль права и как наука

1. Понятие административного права. Общественные отношения, регулируемые административным правом

Административное право -- одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании -- в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Административное право, несомненно, является правом публичным, призванным обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах, в рамках предмета его регулирования. Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности, защита государственной границы и т.д.

Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений -- в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях.

Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций, например правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д. За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п.

2. Предмет административного права

Рассмотренные выше общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью (такие отношения обобщенно называются управленческими), в их обеспечении нормами административного права заинтересовано государство, и в них наиболее ярко отражается государственный (публичный) интерес. Именно такого рода отношения и являются предметом регулирования административного права.

Таким образом, предмет административного права составляют:

управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

3. Методы административного права

Под методом административного права понимается определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия его норм на поведение участников управленческих отношений.

Административное право использует в качестве способов правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

Предписание--это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Свое непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом.

Запреты -- это возложение юридической обязанности не совершать определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение -- юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц. При этом должностное лицо не вправе уклониться от предоставленного ему нормой права такого выбора.

Указанные методы правового регулирования рассчитаны преимущественно на те общественные отношения, в рамках которых исключается равенство сторон и вопросы, как правило, решаются в одностороннем порядке лицами, наделенными властными полномочиями, и независимо от того, по чьей инициативе эти отношения возникли.

4. Функции и принципы административного права

Под функциями обычно понимаются выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач. Применительно к административному праву функция -- это категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.

В административном праве выделяются две функции: регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

Охранительная (юрисдикционная) функция административного права обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

Административное право, осуществляя свои функции, руководствуется следующими основными принципами, отражающими сущность данной отрасли права.

Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов относится к одному из важнейших принципов административного права. Согласно данному принципу в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечиваются их защита и интересы.

Принцип разделения властей предполагает, что исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ. В то же время исполнительная власть тесно взаимодействует с другими ветвями государственной власти, например в процессе нормотворческой деятельности -- с Государственной Думой.

Принцип федерализма определенным образом влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Данный принцип базируется на федеративном устройстве нашей страны, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Принцип законности предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе и акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Принцип гласности предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

Принцип ответственности означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>