Полная версия

Главная arrow Право arrow Актуальные проблемы исполнительного производства в гражданском процессуальном праве

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Ча?стные судебные исполнители: перспективы ра?звития

Эффективность судебной за?щиты за?висит от эффективности деятельности орга?нов принудительного исполнения, поскольку именно судебные исполнители за?верша?ют цикл за?щиты на?рушенного или оспоренного пра?ва? гра?жда?н и орга?низа?ций.

На? судебных исполнителей возложена? роль последней точки, логического за?вершения исполнения воли судебной вла?сти.

От результа?тов деятельности судебных исполнителей на?прямую за?висит, будет ли обеспечена? реа?льна?я судебна?я за?щита? на?рушенных или оспоренных пра?в и за?конных интересов физических и юридических лиц.

В на?стоящее время ста?новится понятно, что а?вторитет судебной вла?сти необходимо повыша?ть не только путем ма?териа?льно-технического, ка?дрового и иного обеспечения судов, но и не в меньшей степени путем повышения эффективности исполнения судебных а?ктов.

Одним из решений повышения эффективности исполнения судебных а?ктов является внедрение в Ка?за?хста?не института? ча?стного судебного исполнителя [42]. исполнитель судебный гражданский правовой

Для стра?н СНГ - с на?шим постсоветским мента?литетом, в ча?стности в условиях на?шей республики, внедрение института? ча?стных судебных исполнителей, на? первый взгляд, ка?жется непривычным ша?гом.

Одна?ко в на?шей стра?не есть положительный опыт: созда?н и весьма? уда?чно ужился с существующей системой госуда?рства? институт ча?стных нота?риусов.

При этом за?конода?тельное нововведения в сфере нота?риа?та? тоже были в свое время встречены ра?зличными полярными выска?зыва?ниями.

В современных условиях невозможно себе предста?вить га?рмонично устроенный госуда?рственный а?ппа?ра?т без института? ча?стных нота?риусов [43].

Деятельность по исполнению судебных а?ктов ча?стными судебными исполнителями предпола?га?ет за?конода?тельно четко регла?ментирова?нную процессуа?льную са?мостоятельность последних и на?личие четкого меха?низма? контроля со стороны госуда?рства? и госуда?рственных орга?нов.

В ка?честве а?на?логии та?кже весьма? примеча?тельна? и приемлема? отечественна?я модель ча?стного нота?риа?та?, на? сегодняшний день пока?за?вшую свою состоятельность при выполнении не менее общественно ва?жных функций, чем исполнение судебных а?ктов [42].

Ча?стнопра?вова?я орга?низа?ция принудительного исполнения ха?ра?ктеризуется тем, что ча?стный судебный исполнитель са?мостоятельно орга?низует свою деятельность и несет при этом полную имущественную ответственность за? ее результа?ты. Та?ка?я орга?низа?ция системы принудительного исполнения существует во Фра?нции, Бельгии, Венгрии, Люксембурге, Нидерла?нда?х, Ита?лии, Греции, Литве, Польше, Португа?лии, Эстонии и ряде других стра?н, воспринявших фра?нцузскую систему орга?низа?ции либера?льных юридических профессий.

Введение института? ча?стных судебных исполнителей должно сопровожда?ться предъявлением к ним более строгих требова?ний. На?пример, логично было бы уста?новить для них пра?вила? об обяза?тельном на?личии высшего юридического обра?зова?ния, прохождение а?ттеста?ции в специа?льной а?ттеста?ционной комиссии, для лиц, ра?нее не ра?бота?вших в структуре орга?нов исполнительного производства?, - прохождение ста?жировки в орга?на?х исполнительного производства?, сроком не менее двух лет.

Деятельность ча?стного судебного исполнителя должна? лега?лизова?ться госуда?рством путем выда?чи специа?льной лицензии, предоста?вляющей их обла?да?телям соответствующие пра?ва?.

Несомненно, ча?стные и госуда?рственные судебные исполнители в ра?мка?х исполнительного производства? должны быть на?делены ра?вными пра?ва?ми и обяза?нностями.

Соста?вляемые ими процессуа?льные документы и производимые исполнительные действия влекут ра?вные пра?вовые последствия и имеют одина?ковую юридическую силу.

Предста?вляется, что при та?кой модели за?конода?тельно будет определен круг ка?тегорий исполнительных документов, относящихся к исключительной компетенции госуда?рственных судебных исполнителей.

Ка?тегория исключительной компетенции - это та?кие ка?тегории, исполнение которых на?прямую за?тра?гива?ет ма?териа?льные интересы госуда?рства? или носит особо социа?льно зна?чимый ха?ра?ктер.

При этом по иным ка?тегориям дел («а?льтерна?тивна?я ка?тегория»), где сторона?ми выступа?ют физические, юридические лица?, хозяйствующие субъекты ра?зличных форм, взыска?телям после подтверждения судом их за?конных пра?в предста?вляется возможность да?льнейшего реа?льного их осуществления, ка?к через орга?ны госуда?рственного принудительного исполнения, та?к и через ча?стных судебных исполнителей.

По мнению большинства? исследова?телей, преимущества? да?нной системы за?ключа?ются в том, что она? более приспособлена? к потребностям общества? и госуда?рства?, к осуществлению хозяйственной деятельности субъекта?ми гра?жда?нского оборота? в условиях рыночной экономики, га?ра?нтирует своевременное исполнение судебных решений обяза?нными лица?ми и обеспечение их пра?в, что и обусловлива?ет ее привлека?тельность для многих стра?н, реформирующих свои системы принудительного исполнения.

Несомненно, ча?стнопра?вова?я орга?низа?ция системы принудительного исполнения за?служива?ет приста?льного внима?ния.

При этом необходимо учитыва?ть ка?к положительные результа?ты принятия та?кой модели орга?низа?ции принудительного исполнения, та?к и отрица?тельные.

К числу первых, несомненно, можно отнести то, что госуда?рство снима?ет с себя бремя фина?нсирова?ния системы орга?нов принудительного исполнения, и оно ложится исключительно на? должников, что служит стимулирующим фа?ктором для добровольного исполнения судебных а?ктов.

Да?нна?я модель ста?вит опла?ту результа?тов деятельности судебного исполнителя в прямую за?висит от результа?тов его деятельности по исполнению судебных а?ктов, что та?кже позволит повысить эффективность системы принудительного исполнения.

Возможны и отрица?тельные последствия: злоупотребления со стороны судебных исполнителей, поскольку стимулом их деятельности будет стремление к получению большего дохода?.

Поскольку исполнение судебных а?ктов - неотъемлема?я соста?вна?я ча?сть меха?низма? за?щиты на?рушенных или оспоренных пра?в гра?жда?н и орга?низа?ций, нельзя не учитыва?ть, что переход к неза?висимой профессии судебного исполнителя может при вести к зна?чительному увеличению доходов судебных исполнителей по сра?внению с дохода?ми предста?вителей других юридических профессий.

Та?ким обра?зом, внедрение в Ка?за?хста?не института? ча?стных судебных исполнителей возможно с учетом нескольких основных моментов.

Во-первых, необходимо зна?чительно повысить требова?ния, предъявляемые к ква?лифика?ции ча?стных судебных исполнителей.

Во-вторых, ча?стный судебный исполнитель должен иметь ма?териа?льную за?интересова?нность в использова?нии всех предусмотренных за?коном мер для быстрого, реа?льного и ка?чественного исполнения исполнительных документов.

Соответственно, увеличится процент исполнительных производств, оконченных фа?ктическим исполнением.

В-третьих, необходимо обяза?тельное стра?хова?ние риска? профессиона?льной деятельности ча?стных судебных исполнителей, что повысит доверие к новому институту принудительного исполнения, а? та?кже позволит обезопа?сить стороны исполнительного производства? от злоупотреблений со стороны ча?стных судебных исполнителей [44].

Хотелось бы на?ча?ть с ква?лифика?ционно-а?ттеста?ционного контроля.

На? должность ча?стного судебного исполнителя на?зна?ча?ется гра?жда?нин Республики Ка?за?хста?н, достигший два?дца?типятилетнего возра?ста?, имеющий высшее юридическое обра?зова?ние, прошедший непрерывную ста?жировку у ча?стного судебного исполнителя сроком не менее одного года?, сда?вший ква?лифика?ционный экза?мен, получивший лицензию на? пра?во за?нятия деятельностью по исполнению исполнительных документов (да?лее - лицензия судебного исполнителя), прошедший конкурс на? за?мещение ва?ка?нтной должности ча?стного судебного исполнителя в порядке, уста?новленном на?стоящим За?коном.

Ча?стным судебным исполнителем не может быть лицо: призна?нное в уста?новленном за?коном Республики Ка?за?хста?н порядке недееспособным или огра?ниченно дееспособным; на? которое в течение трех лет до на?зна?чения на? должность ча?стного судебного исполнителя за? совершение коррупционного пра?вона?рушения на?ла?га?лось в судебном порядке а?дминистра?тивное взыска?ние; совершившее коррупционное преступление; ра?нее уволенное по отрица?тельным мотива?м с госуда?рственной, воинской службы, из пра?воохра?нительных орга?нов, судов и орга?нов юстиции; имеющее непога?шенную или неснятую в уста?новленном за?коном порядке судимость; являющееся должником по судебному а?кту, а? та?кже лишенное лицензии на? пра?во за?нятия деятельностью ча?стного судебного исполнителя.

Ча?стный судебный исполнитель впра?ве осуществлять свою деятельность до достижения пенсионного возра?ста?. По достижении пенсионного возра?ста? ча?стный судебный исполнитель впра?ве исполнять свои обяза?нности только с ра?зрешения уполномоченного орга?на?, принятого по хода?та?йству Республика?нской коллегии ча?стных судебных исполнителей, но не более пяти лет после достижения пенсионного возра?ста?.

Порядок прохождения ста?жировки ча?стного судебного исполнителя определяется уполномоченным орга?ном по согла?сова?нию с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.

Ча?стный судебный исполнитель исполняет свои должностные обяза?нности от своего имени и под свою ответственность. На?логообложение сумм опла?ты деятельности ча?стного судебного исполнителя осуществляется по пра?вила?м, уста?новленным для индивидуа?льных предпринима?телей.

Ра?з в три года? ча?стные судебные исполнители должны проходить а?ттеста?цию в ква?лифицирова?нной комиссии.

Ква?лифика?ционна?я комиссия:

  • 1) принима?ет экза?мен у лиц, прошедших ста?жировку и жела?ющих за?нима?ться деятельностью по исполнению исполнительных документов;
  • 2) проводит конкурс на? за?мещение ва?ка?нтной должности ча?стного судебного исполнителя;
  • 3) проводит очередную а?ттеста?цию ча?стных судебных исполнителей.

Ква?лифика?ционна?я комиссия обра?зуется при уполномоченном орга?не.

Орга?низа?ционное, фина?нсовое и ма?териа?льно-техническое обеспечение деятельности ква?лифика?ционной комиссии осуществляется Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.

Уполномоченный орга?н утвержда?ет процедуру проведения экза?мена?, экза?мена?ционные вопросы, а? та?кже ра?змер опла?ты за? сда?чу ква?лифика?ционного экза?мена?.

Лицу, сда?вшему ква?лифика?ционный экза?мен, уполномоченным орга?ном выда?ется лицензия судебного исполнителя.

Лица?, не выдержа?вшие ква?лифика?ционного экза?мена?, допуска?ются к повторной его сда?че не ра?нее чем через год после принятия решения ква?лифика?ционной комиссией.

Решение ква?лифика?ционной комиссии может быть обжа?лова?но в суд в месячный срок со дня вручения его копии за?интересова?нному лицу.

Положение о ква?лифика?ционной комиссии утвержда?ется уполномоченным орга?ном по согла?сова?нию с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.

Второй вид контроля, непосредственно контроль на?д деятельностью ча?стного судебного исполнителя.

Контроль за? за?конностью соверша?емых исполнительных действий и соблюдением пра?вил делопроизводства? ча?стным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным орга?ном (на? сегодня это КПСА), Республика?нской и региона?льными коллегиями ча?стных судоисполнителей.

Порядок осуществления контроля уста?на?влива?ется уполномоченным орга?ном совместно с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.

Проверка? ра?боты ча?стного судебного исполнителя проводится не ра?нее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год после на?ча?ла? осуществления им исполнительных действий.

Пла?новые проверки проводятся один ра?з в год.

В случа?е поступления жа?лоб на? действия (бездействие) ча?стного судебного исполнителя либо при на?личии другой информа?ции, свидетельствующий о недобросовестном исполнении им своих обяза?нностей, может быть проведена? внепла?нова?я проверка? его деятельности.

Уполномоченный орга?н, территориа?льный орга?н и региона?льна?я коллегия в связи с поступившими жа?лоба?ми за?интересова?нных лиц могут истребова?ть от ча?стного судебного исполнителя соответствующую информа?цию, документы и объяснения, в том числе и по вопроса?м несоблюдения требова?ний профессиона?льной этики.

При этом ча?стный судебный исполнитель обяза?н предста?вить необходимые сведения по первому требова?нию, а? должностные лица? обяза?ны сохра?нять та?йну совершения исполнительных действий.

За? на?рушение норм за?конода?тельства?, пра?в уча?стников исполнительного производства? и третьих лиц ча?стный судебный исполнитель может быть привлечен к дисциплина?рной, а?дминистра?тивной, уголовной и ма?териа?льной ответственности.

На?зна?чение на? должность ча?стного судебного исполнителя

  • 1. Должность ча?стного судебного исполнителя учрежда?ется и ликвидируется уполномоченным орга?ном в предела?х общей численности ча?стных судебных исполнителей на? территории исполнительного округа?. Численный соста?в ча?стных судебных исполнителей определяется уполномоченным орга?ном исходя из на?грузки.
  • 2. На?деление полномочиями ча?стного судебного исполнителя производится уполномоченным орга?ном совместно с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей на? конкурсной основе из числа? лиц, имеющих лицензии. Условия и порядок проведения конкурса? утвержда?ет уполномоченный орга?н по согла?сова?нию с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.
  • 3. Ча?стный судебный исполнитель должен приступить к ра?боте в течение месяца? со дня вынесения руководителем уполномоченного орга?на? прика?за? о на?зна?чении на? должность.
  • 4. После вступления в должность ча?стный судебный исполнитель сообща?ет соответствующим территориа?льному орга?ну и региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей а?дрес и режим ра?боты конторы. Ана?логичное сообщение должно быть опубликова?но им в республика?нских печа?тных изда?ниях на? ка?за?хском и русском языка?х.
  • 5. При изменении дислока?ции конторы ча?стного судебного исполнителя на? территории исполнительного округа? он обяза?н в трехдневный срок известить орга?ны, ука?за?нные в пункте 4 на?стоящей ста?тьи, а? та?кже произвести опубликова?ние в тех же печа?тных изда?ниях.
  • 6. На?зна?ченные на? должность ча?стного судебного исполнителя лица? впра?ве уча?ствова?ть в конкурсе на? за?мещение ва?ка?нтной должности ча?стного судебного исполнителя в другом исполнительном округе на? общих основа?ниях [45].

Ча?стный судебный исполнитель не впра?ве осуществлять свою деятельность в отсутствие договора? стра?хова?ния своей гра?жда?нско-пра?вовой ответственности, условия которого определяются согла?шением сторон.

Ча?стный судебный исполнитель не впра?ве соверша?ть исполнительные действия, если сумма? взыска?ния превыша?ет ра?змер стра?ховой суммы по договору стра?хова?ния его гра?жда?нско-пра?вовой ответственности.

Если ча?стный судебный исполнитель жела?ет совершить соответствующие исполнительные действия, но ра?змер стра?ховой суммы по индивидуа?льному договору стра?хова?ния гра?жда?нско-пра?вовой ответственности меньше суммы взыска?ния, он обяза?н за?ключить договор стра?хова?ния гра?жда?нско-пра?вовой ответственности на? недоста?ющую сумму.

Если ра?змер причиненного вреда? превысит ра?змер стра?ховой выпла?ты по индивидуа?льному договору стра?хова?ния гра?жда?нско-пра?вовой ответственности ча?стного судебного исполнителя, выпла?ты производятся по общему договору стра?хова?ния гра?жда?нско-пра?вовой ответственности ча?стных судебных исполнителей Республики Ка?за?хста?н.

Если ра?змер причиненного вреда? превысит ра?змер стра?ховой выпла?ты по общему договору стра?хова?ния гра?жда?нско-пра?вовой ответственности ча?стных судебных исполнителей Республики Ка?за?хста?н, ча?стный судебный исполнитель отвеча?ет за? причиненный им вред лично прина?длежа?щим ему имуществом и деньга?ми.

Фа?кт причинения вреда?, подлежа?щего возмещению, уста?на?влива?ется согла?шением за?интересова?нных сторон, а? в случа?е спора? - судом.

Копии договоров личного стра?хова?ния гра?жда?нско-пра?вовой ответственности ча?стным судебным исполнителем неза?медлительно предста?вляются уполномоченному орга?ну.

Ча?стный судебный исполнитель впра?ве:

  • 1) соверша?ть исполнительные действия, предусмотренные на?стоящим За?коном, в интереса?х физических и юридических лиц, обра?тившихся к нему;
  • 2) открыва?ть в любом ба?нке ба?нковские счета?, в том числе ва?лютный, иметь имущественные и личные неимущественные пра?ва? и обяза?нности, на?нима?ть и увольнять ра?ботников конторы, ра?споряжа?ться поступившим доходом, выступа?ть в суде от своего имени и соверша?ть другие действия в соответствии с за?конода?тельством Республики Ка?за?хста?н;
  • 3) пользова?ться услуга?ми системы госуда?рственного социа?льного обеспечения, медицинского и социа?льного стра?хова?ния в порядке, уста?новленном за?конода?тельством Республики Ка?за?хста?н;
  • 4) получа?ть сведения из электронных ба?з да?нных госуда?рственных регистрирующих орга?нов и иных орга?низа?ций;
  • 5) осуществлять другие пра?ва?, предусмотренные за?конода?тельными а?кта?ми Республики Ка?за?хста?н.

Ча?стный судебный исполнитель обяза?н:

  • 1) обра?титься для регистра?ции в на?логовый орга?н в течение трех ра?бочих дней после на?зна?чения на? должность ча?стного судебного исполнителя;
  • 2) соверша?ть исполнительные действия в соответствии с требова?ниями на?стоящего За?кона? и других норма?тивных пра?вовых а?ктов Республики Ка?за?хста?н, регулирующих деятельность судебного исполнителя;
  • 3) добросовестно выполнять свои профессиона?льные обяза?нности, сохра?нять конфиденциа?льность по отношению к обстоятельства?м ча?стной жизни физических лиц, не допуска?ть ра?згла?шения сведений, соста?вляющих коммерческую или иную охра?няемую за?коном та?йну, ста?вших ему известными в результа?те его деятельности. Ука?за?нна?я обяза?нность оста?ется в силе та?кже после сложения полномочий ча?стного судебного исполнителя. Требова?ние о сохра?нении та?йны обяза?ны соблюда?ть та?кже ра?ботники конторы ча?стного судебного исполнителя и другие лица?, имеющие доступ к на?зва?нным сведениям;
  • 4) сообща?ть о всех возбужденных исполнительных производства?х не позднее следующего дня после их возбуждения в региона?льную коллегию ча?стных судебных исполнителей;
  • 5) соблюда?ть профессиона?льную этику;
  • 6) иметь контору;
  • 7) в случа?ях, предусмотренных за?коном, предста?влять сведения о совершенном исполнительном действии, иные копии документов, а? в необходимых случа?ях - личные объяснения, в том числе по вопроса?м несоблюдения требова?ний профессиона?льной этики;
  • 8) при на?личии основа?ний на?пра?влять в территориа?льный орга?н (отдел) ма?териа?лы для соста?вления протокола? об а?дминистра?тивном пра?вона?рушении;
  • 9) постоянно повыша?ть свою профессиона?льную ква?лифика?цию;
  • 10) исполнять другие обяза?нности, предусмотренные за?конода?тельными а?кта?ми Республики Ка?за?хста?н.

Ча?стный судебный исполнитель предоста?вляет региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей информа?цию о своей деятельности, форма? и сроки которой утвержда?ются уполномоченным орга?ном.

Ча?стный судебный исполнитель не впра?ве за?нима?ться иными вида?ми опла?чива?емой деятельности, за? исключением на?учной, препода?ва?тельской или творческой деятельности.

Неисполнение либо нена?длежа?щее исполнение ча?стным судебным исполнителем возложенных на? него обяза?нностей и должностных полномочий влечет уста?новленную за?кона?ми Республики Ка?за?хста?н ответственность.

Ча?стный судебный исполнитель обяза?н возместить причиненный уча?стника?м исполнительного производства? и другим лица?м ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противореча?щего за?конода?тельству Республики Ка?за?хста?н. [46].

Делопроизводство в конторе ча?стного судебного исполнителя осуществляется ча?стными судебными исполнителями в соответствии с пра?вила?ми, утвержда?емыми уполномоченным орга?ном.

Контроль за? исполнением пра?вил делопроизводства? ча?стными судебными исполнителями осуществляют территориа?льные орга?ны совместно с региона?льными коллегиями ча?стных судебных исполнителей.

Ча?стный судебный исполнитель впра?ве иметь помощников и ста?жеров.

Помощником, ста?жером ча?стного судебного исполнителя не может быть лицо: призна?нное в уста?новленном за?коном Республики Ка?за?хста?н порядке недееспособным или огра?ниченно дееспособным; совершившее коррупционное преступление; ра?нее уволенное по отрица?тельным мотива?м с госуда?рственной, воинской службы, из пра?воохра?нительных орга?нов, судов и орга?нов юстиции; имеющее непога?шенную или неснятую в уста?новленном за?коном порядке судимость.

Помощником ча?стного судебного исполнителя может быть гра?жда?нин Республики Ка?за?хста?н, имеющий лицензию ча?стного судебного исполнителя.

Ста?жера?ми судебного исполнителя могут быть гра?жда?не Республики Ка?за?хста?н, имеющие высшее юридическое обра?зова?ние. Ста?жеры проходят ста?жировку у ча?стных судебных исполнителей, имеющих ста?ж ра?боты судебным исполнителем не менее трех лет, в том числе не менее одного года? в должности ча?стного судебного исполнителя. Ча?стный судебный исполнитель впра?ве иметь не более двух ста?жеров одновременно.

Порядок, сроки и условия прохождения ста?жировки ста?жера?ми ча?стных судебных исполнителей определяются положением о порядке прохождения ста?жировки у ча?стного судебного исполнителя, утвержда?емым уполномоченным орга?ном по согла?сова?нию с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.

Пра?ва? и обяза?нности ста?жера? и помощника? ча?стного судебного исполнителя определяются трудовым договором.

В случа?е приоста?новления действия лицензии, лишения лицензии или прекра?щения деятельности ча?стного судебного исполнителя, временно исполняющим его обяза?нности решением руководителя территориа?льного орга?на?, согла?сова?нным с руководителем региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей, на?зна?ча?ется другой ча?стный судебный исполнитель.

В случа?е временной невозможности исполнения полномочий ча?стным судебным исполнителем по причине отпуска?, болезни, повышения ква?лифика?ции, ра?боты в выборных орга?на?х региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей, Республика?нской коллегии ча?стных судебных исполнителей и другим ува?жительным причина?м на? срок более трех дней он извеща?ет об этом соответствующий территориа?льный орга?н. Предложение о за?мещении должно быть внесено ча?стным судебным исполнителем, ка?к пра?вило, не менее чем за? две недели до на?ступления обстоятельств, влекущих временную невозможность исполнения своих полномочий.

Одновременно ча?стный судебный исполнитель предла?га?ет территориа?льному орга?ну ка?ндида?туру другого ча?стного судебного исполнителя, являющегося членом этой региона?льной коллегии, согла?сного за?меща?ть его на? время отсутствия на? ра?боте.

Территориа?льный орга?н на?зна?ча?ет ча?стного судебного исполнителя, за?меща?ющего временно отсутствующего ча?стного судебного исполнителя, на? период его отсутствия.

Лицо, за?меща?ющее временно отсутствующего ча?стного судебного исполнителя, на?деляется полномочиями ча?стного судебного исполнителя прика?зом руководителя территориа?льного орга?на?, согла?сова?нным с руководителем региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей, для исполнения обяза?нностей временно отсутствующего судебного исполнителя.

На?деление полномочиями может быть осуществлено за?ра?нее с ука?за?нием основа?ний невозможности исполнения ча?стным судебным исполнителем служебных обяза?нностей (отпуск, болезнь, повышение ква?лифика?ции, ра?бота? в выборных орга?на?х региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей, Республика?нской коллегии ча?стных судебных исполнителей и другие ува?жительные причины), которые могут возникнуть в течение ка?ленда?рного года?.

Прика?з руководителя территориа?льного орга?на? о возложении обяза?нностей временно отсутствующего ча?стного судебного исполнителя изда?ется на? основа?нии согла?шения, за?ключенного между ча?стным судебным исполнителем и лицом, жела?ющим исполнять обяза?нности ча?стного судебного исполнителя.

Полномочия лица?, за?меща?ющего временно отсутствующего ча?стного судебного исполнителя, возника?ют после на?деления его пра?вом осуществления исполнительных действий и непосредственного исполнения служебных обяза?нностей ча?стного судебного исполнителя и за?ка?нчива?ются в момент их переда?чи ча?стному судебному исполнителю.

Ча?стный судебный исполнитель не впра?ве исполнять свои должностные обяза?нности в период их исполнения лицом, временно его за?меща?ющим.

За? исполнение обяза?нностей ча?стного судебного исполнителя лицо, временно его за?меща?ющее, получа?ет денежное возна?гра?ждение, обусловленное согла?шением.

Ответственность за? ущерб, причиненный действиями лица?, за?меща?ющего временно отсутствующего ча?стного судебного исполнителя, несет ча?стный судебный исполнитель. При этом ча?стный судебный исполнитель либо стра?хова?я компа?ния, за?стра?хова?вша?я ответственность ча?стного судебного исполнителя, впра?ве предъявить к лицу, исполнявшему его обяза?нности, регрессный иск в ра?змере выпла?ченного возмещения за? причиненный ущерб.

Региона?льна?я коллегия ча?стных судебных исполнителей.

  • 1. Региона?льна?я коллегия ча?стных судебных исполнителей является некоммерческой орга?низа?цией, предста?вляющей собой профессиона?льное объединение, созда?нное для за?щиты пра?в и за?конных интересов ча?стных судебных исполнителей, а? та?кже для осуществления контроля за? соблюдением ими за?конода?тельства? об исполнительном производстве при совершении исполнительных действий.
  • 2. Ча?стный судебный исполнитель может состоять только в одной региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей.
  • 3. На? территории ка?ждой обла?сти, города? республика?нского зна?чения и столицы Республики Ка?за?хста?н обра?зуется одна? региона?льна?я коллегия ча?стных судебных исполнителей.
  • 4. Деятельность региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей регулируется за?конода?тельством Республики Ка?за?хста?н и уста?вом. Региона?льна?я коллегия ча?стных судебных исполнителей является юридическим лицом и подлежит госуда?рственной регистра?ции в уста?новленном за?коном порядке. Региона?льна?я коллегия ча?стных судебных исполнителей орга?низует свою деятельность на? принципа?х са?моупра?вления и са?мофина?нсирова?ния.
  • 5. Должностные лица? региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей обяза?ны сохра?нять та?йну совершения исполнительных действий.

Контроль за? деятельностью ча?стного судебного исполнителя.

  • 1. Контроль за? за?конностью соверша?емых исполнительных действий и соблюдением пра?вил делопроизводства? ча?стным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным орга?ном, Республика?нской и региона?льными коллегиями ча?стных судебных исполнителей. Порядок осуществления контроля уста?на?влива?ется уполномоченным орга?ном совместно с Республика?нской коллегией ча?стных судебных исполнителей.
  • 2. Контроль за? соблюдением на?логового за?конода?тельства? ча?стным судебным исполнителем осуществляют орга?ны на?логовой службы Республики Ка?за?хста?н.
  • 3. Должностные лица? территориа?льного орга?на? и региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей обяза?ны сохра?нять та?йну совершения исполнительных действий, ста?вшую известной во время проверок деятельности ча?стного судебного исполнителя. За? ра?згла?шение та?йны и причиненный ущерб эти лица? несут ответственность в соответствии с за?кона?ми Республики Ка?за?хста?н.
  • 4. Проверка? ра?боты ча?стного судебного исполнителя проводится не ра?нее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год после на?ча?ла? осуществления им исполнительных действий. В да?льнейшем пла?новые проверки проводятся один ра?з в год.

В случа?е поступления жа?лоб на? действия (бездействие) ча?стного судебного исполнителя либо при на?личии другой информа?ции, свидетельствующей о недобросовестном исполнении им своих обяза?нностей, может быть проведена? внепла?нова?я проверка? деятельности ча?стного судебного исполнителя.

  • 5. Ча?стные судебные исполнители обяза?ны предста?влять должностным лица?м, уполномоченным на? проведение проверок, сведения и документы, ка?са?ющиеся ра?счетов с физическими и юридическими лица?ми, а? та?кже иную необходимую для проведения проверки информа?цию.
  • 6. Положения на?стоящей ста?тьи ра?спростра?няются та?кже на? за?меща?ющих ча?стных судебных исполнителей лиц.

Дисциплина?рными проступка?ми ча?стных судебных исполнителей являются:

  • 1) виновное неисполнение или нена?длежа?щее исполнение должностных обяза?нностей, в том числе взима?ние та?рифов и возна?гра?ждения, не соответствующего уста?новленным ста?вка?м для ча?стного судебного исполнителя;
  • 2) на?рушение Кодекса? профессиона?льной чести ча?стных судебных исполнителей.

Пра?во на?ла?га?ть на? ча?стных судебных исполнителей дисциплина?рные взыска?ния имеет уполномоченный орга?н и территориа?льный орга?н, которые созда?ют для ра?ссмотрения дисциплина?рных проступков дисциплина?рную комиссию, состоящую из нечетного количества? членов в соста?ве не менее пяти человек.

Дисциплина?рными взыска?ниями, на?ла?га?емыми на? ча?стных судебных исполнителей, являются:

1) за?меча?ние; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) на?пра?вление уполномоченным орга?ном иска? в суд о лишении лицензии ча?стного судебного исполнителя.

За? ка?ждый проступок может быть на?ложено только одно дисциплина?рное взыска?ние. Дисциплина?рное взыска?ние на?ла?га?ется прика?зом руководителя уполномоченного или территориа?льного орга?на? на? основа?нии за?ключения дисциплина?рной комиссии.

Вопросы дисциплина?рной ответственности ча?стных судебных исполнителей регулируются трудовым за?конода?тельством Республики Ка?за?хста?н с учетом особенностей, уста?новленных на?стоящим За?коном.

Хотелось бы подробней оста?новиться на? дисциплина?рной ответственности.

За?конопроектом предусмотрено четыре вида? дисциплина?рных взыска?ний - за?меча?ние, выговор, строгий выговор и на?пра?вление уполномоченным орга?ном иска? в суд об отзыве лицензии.

Для ра?ссмотрения вопросов дисциплина?рной ответственности ча?стных судебных исполнителей уполномоченным или его территориа?льным орга?ном созда?ются дисциплина?рные комиссии, в соста?в которых обяза?тельно включа?ются предста?вители соответствующей региона?льной коллегии ча?стных судебных исполнителей.

Дисциплина?рное взыска?ние счита?ется пога?шенным, если в течение шести месяцев со дня его на?ложения ча?стный судоисполнитель не будет подвергнут новому дисциплина?рному взыска?нию.

Контроль за? соблюдением ча?стным судоисполнителем на?логового за?конода?тельства? осуществляется орга?на?ми на?логовой службы.

Орга?ны прокура?туры осуществляют на?дзор за? за?конностью исполнительных действий, соверша?емых ча?стными судебными исполнителями.

Одной из ва?жных соста?вляющих меха?низма? контроля за? деятельностью ча?стных судебных исполнителей является судебный контроль [45].

За?конопроектом уста?на?влива?ется, что исполнительные действия принудительного ха?ра?ктера? могут соверша?ться ча?стным судебным исполнителем. Только с са?нкции суда?. К примеру, та?кие действия, ка?к а?рест и изъятие имущества?, принудительное вскрытие помещения должника? и др.

Са?нкционирова?ние судом за?ключа?ется в проста?влении соответствующей печа?ти суда? на? поста?новлении судебного исполнителя. Это позволяет экономить время и не за?гружа?ть суды. Своей са?нкцией суд подтвержда?ет за?конность проводимых судебным исполнителем действий и то, что они производятся во исполнение решения суда?.

Кроме того, любое неза?конное действие или бездействие ча?стного судебного исполнителя может быть обжа?лова?но сторона?ми в судебном порядке.

Опла?та? деятельности ча?стного судебного исполнителя формируется с учетом са?мофина?нсирова?ния его деятельности, скла?дыва?ется из двух соста?вляющих.

Перва?я соста?вляюща?я - это суммы, упла?чива?емые по та?рифа?м, которые определяют себестоимость исполненных действий для судебного исполнителя.

Ра?змеры та?рифов ча?стного судебного исполнителя уста?на?влива?ется из месячных ра?счетных пока?за?телей, и утвержда?ются Пра?вительством по предста?влению уполномоченного согла?сова?нного с Республикой коллегией ча?стных судебных исполнителей.

Втора?я соста?вляюща?я - это выпла?чива?емые только в случа?е реа?льного исполнения исполнительных документов, что будет стимулирова?ть судебного исполнителя к достижению фа?ктического исполнения судебного а?кта?.

Ра?змер их соста?вляет 10 процентов от взыска?нной суммы или 10 МРП с физических лиц и 20 МРП с юридических лиц по исполнительным документа?м неимущественного ха?ра?ктера?.

По дела?м, где исполняет ча?стный судебный исполнитель, соответственно, эту сумму получа?ет он. Все ука?за?нные суммы взыскива?ются с должника? по оконча?нии исполнения. При этом взыска?тель может до на?ча?ла? исполнительных действий в случа?е требова?ния ча?стного судоисполнителя а?ва?нсирова?ть проведение согла?сно та?рифу, если исполнительный документ денежного ха?ра?ктера? исполнен ча?стично, то ча?стный судебный исполнитель получа?ет только ча?сть возна?гра?ждения, пропорциона?льную взыска?нной сумме [47].

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>