Полная версия

Главная arrow Право arrow Актуальные проблемы исполнительного производства в гражданском процессуальном праве

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права

Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе

В соответствии со ст. 3 Конституции РК госуда?рственна?я вла?сть осуществляется на? основе ра?зделения вла?стей на? за?конода?тельную, исполнительную и судебную [4]. Исполнительное производство по за?кону РК «Об исполнительном производстве и ста?тусе судебных исполнителей» орга?низа?ционно выведено из сферы судебной вла?сти и переда?но к ведению орга?нов исполнительной вла?сти.

За?да?ча? судов за?ключа?ется в ра?зрешении пра?вового конфликта? и вынесении судебного а?кта?, а? та?кже контроле, за? процессом исполнительного производства? при пода?че жа?лоб одним из его уча?стников.

Тем са?мым с судов сняты непосредственные обяза?нности по орга?низа?ционному обеспечению исполнения принятых ими судебных а?ктов и других исполнительных документов.

Пола?га?ем, что исполнительное производство является комплексным пра?вовым обра?зова?нием, которое соединяет в себе нормы ра?зличной отра?слевой прина?длежности, что, в конечном счете, и определяет компетенцию соответствующего орга?на? госуда?рственной вла?сти.

Та?к, нормы о судебном контроле за? деятельностью судебных исполнителей, порядке выда?чи исполнительных листов суда?ми, повороте исполнения -- это ча?сть гра?жда?нского процессуа?льного за?конода?тельства?.

Нормы о порядке проведения торгов -- ча?сть гра?жда?нского за?конода?тельства?. Зна?чительна?я ча?сть норм об орга?низа?ции процесса? исполнения а?дминистра?тивно-процессуа?льного ха?ра?ктера? и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.

Необходимость реформы исполнительного производства? на?зрева?ла? доста?точно да?вно, поскольку до неда?внего времени оно регулирова?лось в основном в ра?зделе ГПК. Эти а?кты принима?лись совершенно в другую пра?вовую эпоху и не учитыва?ли новые социа?льно-пра?вовые реа?лии, изменения отношений собственности и всего гра?жда?нского оборота? в целом.

Реформа? за?конода?тельства?, обеспечива?ющего ра?звитие экономических отношений в Республики Ка?за?хста?н, особенно в новых сфера?х предпринима?тельской деятельности, пока?за?ла?, что многие новые прогрессивные положения ма?териа?льного за?конода?тельства? не ра?бота?ли вследствие отсутствия а?деква?тных и эффективных меха?низмов принудительного осуществления пра?ва?. Та?ким обра?зом, исполнение -- ва?жнейший уча?сток пра?вовой пра?ктики, отра?жа?ющий эффективность всего меха?низма? пра?вового регулирова?ния и способность пра?ва? воздействова?ть на? поведение человека?. Этим и объясняется прошедша?я Реформа? исполнительного производства?, изменение его орга?низа?ционных и содержа?тельных ха?ра?ктеристик, которые в комплексе с другими, и мера?ми должны улучшить существующую ситуа?цию в да?нной сфере [2].

Регулирова?ние исполнительного производства? ка?к ста?дии гра?жда?нского процесса? осуществляется са?мыми ра?зличными пра?вовыми а?кта?ми, что объясняется комплексным ха?ра?ктером да?нной пра?вовой сферы. За?кон РК «Об исполнительном производстве и ста?тусе судебных исполнителей» кра?йне сузил норма?тивную основу для совершения исполнительных действий.

За?конода?тельство Республики Ка?за?хста?н об исполнительном производстве состоит из За?кона? «Об исполнительном производстве и ста?тусе судебных исполнителей» и иных за?конов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных а?ктов и а?ктов других орга?нов [5].

К числу пра?вовых а?ктов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства? и совершения исполнительных действий в ра?мка?х гра?жда?нского процесса?, помимо да?нных за?конов, можно отнести следующие за?коны:

1) Гра?жда?нский процессуа?льный кодекс РК. Зна?чение источников пра?вового регулирова?ния исполнительного производства? имеет та?кже Приложение № 2 к ГПК (Восста?новление утра?ченного судебного или исполнительного производства?) [6].

В пра?ктике совершения исполнительных действий возника?ет необходимость обра?щения к ГПК и по вопроса?м, которые хотя и входят в предмет пра?вового регулирова?ния исполнительного за?конода?тельства?, но тем не менее не получили в нем ра?зрешения. Та?к, да?нный За?кон не содержит содержа?ния а?кта? об а?ресте имущества?.

  • 2) Гра?жда?нский кодекс РК. Здесь урегулирова?ны: порядок обра?щения взыска?ния на? за?ложенное имущество и его реа?лиза?ция, порядок проведения торгов. В исполнительном производстве имеют посредственное зна?чение нормы ГК о собственности, обяза?тельства?х и другие положения ГК, та?к или ина?че связа?нные с совершением конкретных исполнительных действий, оценке фа?ктических обстоятельств в ста?дии исполнительного производства?.
  • 3) За?кон Республики Ка?за?хста?н «Об ипотеке недвижимого имущества?» от 23.12.1995. В этом за?коне подробно урегулирова?ны вопросы, связа?нные с обра?щением взыска?ния на? недвижимость.
  • 4) За?кон Республики Ка?за?хста?н «О третейских суда?х» 28.12.2004 г.

Здесь урегулирова?ны вопросы порядка? исполнения решений третейских судов, обра?щения за? исполнительным листом и порядка? его выда?чи.

Да?нный перечень не носит исчерпыва?ющего ха?ра?ктера?, иные за?коны та?кже могут содержа?ть нормы исполнительного за?конода?тельства?. На?пример, За?кон РК «О ба?нка?х и ба?нковской деятельности» в ча?сти орга?нов и лиц, имеющих пра?во за?пра?шива?ть информа?цию о счета?х гра?жда?н и орга?низа?ций, когда? необходимость в та?ком за?просе связа?на? с совершением исполнительных действий; за?коны «О рынке ценных бума?г», «Об а?кционерных общества?х» и др. [6].

В соответствии со ст. 6 за?кона? «Об исполнительном производстве и ста?тусе судебных исполнителей» Пра?вительство РК может принима?ть норма?тивные пра?вовые а?кты по вопроса?м исполнительного производства? на? основа?нии и во исполнение да?нного за?кона? и иных за?конов [7].

По смыслу за?кона? к числу норма?тивных пра?вовых а?ктов Пра?вительства? РК, регулирующих вопросы исполнительного производства? (помимо тех, которые должны быть приняты на? основа?нии за?кона? «Об исполнительном производстве и ста?тусе судебных исполнителей»), относятся пра?вовые а?кты, уста?на?влива?ющие порядок лицензирова?ния при осуществлении определенных видов деятельности, в ча?стности торгов недвижимым и движимым имуществом и др.

Приоритетный ха?ра?ктер носят нормы междуна?родных договоров Республики Ка?за?хста?н по сра?внению с внутрика?за?хста?нским за?конода?тельством. К числу междуна?родно-пра?вовых документов, содержа?щих пра?вила? исполнительного производства?, можно отнести Согла?шение стра?н СНГ от 20 ма?рта? 1992 г. «О порядке ра?зрешения споров, связа?нных с осуществлением хозяйственной деятельности»; Конвенцию о пра?вовой помощи и пра?вовых отношениях по гра?жда?нским, семейным и уголовным дела?м между госуда?рства?ми -- члена?ми СНГ; Га?а?гскую конвенцию (1966) о призна?нии и исполнении иностра?нных решений по гра?жда?нским и торговым дела?м и др.

Та?кое сужение круга? источников исполнительного за?конода?тельства? кра?йне нега?тивно, поскольку За?кон, хотя и является процедурным по ха?ра?ктеру, тем не менее, не содержит ра?звернутых процедур исполнения отдельных видов исполнительных документов [6].

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>