Полная версия

Главная arrow Недвижимость arrow Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства музея-заповедника Гатчина

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования

Объёмно-пространственное решение ансамбля

Объемно-пространственная структура садово-паркового ландшафта должна выражать собой синтез закономерных физических и пространственных качеств составляющих его композиционных элементов: плоскостных, объемных и планировочных.

к плоскостным элементам относятся ровные и горизонтальные поверхности партеров, лужаек, водоемов;

к объемным - пластические формы рельефа - возвышения, откосы, камни, деревья, кустарники, травянистые растения, а также архитектурные сооружения, скульптура и малые архитектурные формы;

к планировочным - аллеи, дороги, тропинки, площади и площадки. Главная задача формирования объемно-пространственной структуры ландшафта - создание полноценной обстановки для отдыха.

Деревья самый важный структурный и декоративный строительный материал паркового ландшафта. Богатство красок и разнообразие форм растительности делают её незаменимым материалом ландшафтной композиции. Зрительно древесные растения определяют пропорции и форму пейзажей, создают контраст между открытыми пространствами и разделяют их. Определяют силуэты структуру, обрамление, фон и тон пейзажа, его "настроение".

Растениям присущи особые свойства, обусловленные декоративным и биологическим разнообразием. Надо предусматривать логический процесс беспрерывного изменения облика деревьев по величине, форме кроны и окраске в ходе роста и по сезонам года, определяющего главное воздействие и отличие древесной растительности от определенных, постоянных и строгих форм искусственных элементов садово-паркового ландшафта.

Творческий метод садово-паркового искусства опирается на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиции трех пространственных категорий:

  • а) пространство (собственно территория);
  • б) плоскость его составляющая (поверхность земли);
  • в) объем.

Эти категории определяют объемно-пространственную структуру объекта садово-паркового искусства.

На данном объекте присутствуют такие типы ландшафтов, как:

Открытые ЛД - Белое озеро, Карпин пруд, Серебряное озеро, Большая терасса - пристань, Серебряный луг, искусственный каскад, Собственный сад, Верхний и Нижний Голландские сады, партеры, Гатчинский амфитеатр (не реставрирован).

Полуоткрытые ЛД - просеки, Липовый сад, Приоратский парк, Ботанические сады с прудами.

Закрытые ЛД - парк Сильвия, парк Зверинец.

Композиция открытого пространства

Открытые пространства являются одним из наиболее важных структурных элементов парка. В регулярных парках - это, прежде всего, партеры, а в пейзажных - поляны.

Партеры - это декоративная композиция на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные и фигурно стриженые растения, плоские модульные цветники.

Поляны - луг, небольшое ровное пространство среди леса.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Партер Голландский сад

Рисунок 1. - Партер Голландский сад

Собственный сад

Рисунок 2. - Собственный сад

и 4. - Амфитеатр. Кушелевский альбом

Рисунок 3 и 4. - Амфитеатр. Кушелевский альбом

Рельеф

Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся компонентом ландшафта. Рельеф парковых территорий можно разделить на три группы:

  • а) Рельеф положительных форм (гребни гор, холмы, горы и склоны).
  • б) Рельеф отрицательных форм (ущелья, овраги, склоны, котлованы).
  • в) Рельеф нейтральных форм (участки равнинного рельефа с небольшим уклоном 5- 7°).

На данном объекте преобладает смешанный тип рельефа, в основной массе на территории преобладает рельеф нейтральных форм, но на отдельных участках присутствует рельеф отрицательных форм (овраги, котлованы и т.д.)

Вода

Оригинальной особенностью композиции гатчинского Дворцового парка является соотношение зеленого массива и водного пространства. Из 143 гектаров общей площади почти 36 занимают озера, что составляет четвертую часть всей территории. При этом водное зеркало находится не на периферии, а включено в самую сердцевину планировки, как композиционная и образная доминанта.

Водный лабиринт - одна из редких парковых затей, сохранившихся до наших дней с XVIII века. В глубоко вдающемся в сушу заливе Белого озера устроено четыре искусственных островка. Разделенные между собой протоками шириной от 7 до 12 метров, островки кажутся с высокого берега живописными зелеными панно, оправленными мерцающим серебром воды.

Водный лабиринт

Рисунок 5. - Водный лабиринт

Серебряное озеро - это уникальный водоем Гатчины, на его дне залегает голубая глина, благодаря которой вода в нем хрустально-чистая и приобретает серебристо-изумрудный цвет. На Серебряном озере впервые изобретатель Степан Джевецкий продемонстрировал Александру III вторую модель построенной подводной лодки.

Серебряное озеро

Рисунок 6. - Серебряное озеро

Карпин пруд был вырыт в 1797 году. По форме пруд похож на граненый продолговатый кувшин с длинным горлышком - отсюда и второе название. Идея появления подобного пруда в Гатчине вновь была заимствована из парка Шантильи. В отличие от французского образца Карпин пруд повторяет только одну часть Гранд канала, спроектированного Ленотром для Луи II Бурбона, прозванного Великим Конде. Вторая часть так и неосуществленная осталась на планах парка XVIII века. Земля после устройства Карпина пруда была использована для создания искусственных террас, на которых были разбиты Голландские сады.

Карпин пруд

Рисунок 7. - Карпин пруд

Белое озеро находится на территории Дворцового парка и выступает в качестве центра парковой композиции. На берегах водоема располагаются многочисленные сооружения парка, среди которых Павильон Венеры, Павильон Орла и Терраса-пристань. На северно-западных берегах водоема находится лодочная станция.

Белое озеро

Рисунок 8. - Белое озеро

Насаждения

Территории любого объекта ландшафтной архитектуры присущи определённые типы садово-парковых насаждений (ТСПН) как плоскостного, так и объемного характера. Подразделение таких типов складывается по категориям.

Объёмные компоненты:

  • - массивы, куртины, рощи - крупные по размерам объёмные растительные группировки из деревьев и кустарников, характерные для парков и лесопарков, состоящие из 50 и более деревьев. Массивы и куртины могут состоять из одного или нескольких видов древесных растений - сосна, сосна - ель - берёза. Рощи состоят преимущественно из одного вида древесных растений - берёзовая роща, дубовая роща;
  • - группы из деревьев и кустарников, из одного - простые - или нескольких - смешанные, сложные - видов растений, компактно расположенных вблизи площадок, на открытых участках газона вдоль дорожек;

На общегородских массовых объектах ландшафтной архитектуры большое внимание следует уделять группам древесных растений.

Группа - это своеобразный модуль проектирования, основной растительный элемент ландшафтной композиции. Рекомендуются группы с различным силуэтом и архитектонической массой крон - группа берез, рябин, группа клена, группа ивы или тополя пирамидального - с чередованием с крупными одиночными экземплярами на более широких газонных участках - клен, тополь, небольшие группы из 3-5 деревьев и до 20, в сочетании с группами из декоративных кустарников.

Таблица 1. - Видовой состав растительности

№ п/п

Год 2000-16

Использование

1.

Деревья

Ель обыкновенная, Дуб черешчатый, Каштан конский, Липа обыкновенная, Липа мелколистная, Лиственница обыкновенная, Клен остролистный, Карагана древовидная, Береза бородавчатая, Ива серебристая, Лиственница сибирская,

Декоративные группы,

Солитеры,

Лесной массив

Деревья

Липа мелколистная

Аллея

2.

Кустарники

Барбарис обыкновенный, Калина обыкновенная, Жимолость обыкновенная, Малина, Спирея Грефстейна, Бересклет европейский, Пузыреплодник калинолистный, Туя западная, Сирень обыкновенная, Сирень венгерская

Декоративные группы,

Рядовые посадки,

Солитеры

Кустарники

Кизильник блестящий, Крушина ломкая

Боскеты

3.

Лианы

Девичий виноград пятилисточковый, Актинидия коломикта, Жимолость каприфоль

Вертикальное озеленение

4.

Травянистые растения

Одуванчик лекарственный, крапива двудомная, звесчатка средняя, лютик едкий, подорожник средний, лопух большой, клевер ползучий, клевер луговой, манжетка обыкновенная, щавель конский, лапчатка гусиная, мятлик луговой, овсяница луговая, ежа сборная, сныть обыкновенный, хвощ полевой, герань луговая, тмин обыкновенный, горошек мышиный, лисохвост луговой, кульбаба осенний, полевица белая, купырь лесной, гравилат городской, ситник членистый

Партер,

Газон

5.

Цветочное оформление

Бегония гибридная, розы сортовые, питунии гибридные, тагетисы, агератум и т.д.

Цветники,

Бордюры

Средства ландшафтной композиции

Композиция (от лат. - расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства.

В садово-парковом искусстве композицию можно определить, как расположение пространственных форм паркового объекта в определенном сочетании, образуя гармоничное единство пространства.

Пространственные формы в садово-парковом искусстве

Пространственные формы включают плоскости - поверхность земли (с газоном, цветниками, покрытием), элементы рельефа (водное зеркало, стены леса, ограждения) и объемы (древесные массивы, группы, отдельно стоящие деревья и кустарники, архитектурные сооружения, скульптуры).

При создании объемно-пространственной композиции парка или сада габитусы насаждений, долговечность, динамика развития их по отношению друг к другу приобретают главенствующее значение. Соотношение пространственных форм по их свойствам, представляют собой средства композиции, важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорция, законы линейной и воздушной перспективы.

  • 1. Соотношение форм по величине (высота, длина)
  • 2. Соотношение по геометрическому строению
  • 3. Объемная форма (куб, шар)
  • 4. Плоскостная форма (относительное равенство величины по двум координатам при подчиненной к третьей координате)
  • 5. Линейная форма

Соотношение форм по положению в пространстве

  • 1. Фронтальная композиция
  • 2. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях
  • 3. В глубинно-пространственной композиции они организуются в глубокие перспективы, и раскрытие идет постепенно

Соотношение форм по фактуре

Фактура - это характер поверхности предметов.

Соотношение форм по цвету

Композиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Парковая сфера насыщена цветом растительности, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий.

Цвет

Цвет является важнейшим компонентом пейзажа. Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические. Цвета характеризуются следующими свойствами: цветовой тон, насыщенность (степень хроматичности) и светлота.

Освещенность

Освещенность в садово-парковом искусстве тесно связано с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприятной среды для человека и растений. Визуально воспринимаются градации освещенности, называемые светотенью. Часть поверхности тела, на которую не попадают световые лучи основного источника света вследствие рельефа, поверхность этого тела называют теневой поверхностью или собственной тенью тела. На скрытой от источника света поверхности образуется неосвещенный участок, называемый падающей тенью.

Световые градации светотени зависят от трех причин:

  • - общей силы освещения;
  • - окраски предметов;
  • - густоты тени.

Различают следующие типы освещения:

  • 1) фронтальное;
  • 2) боковое;
  • 3) контражурное.

Особое место занимает искусственная подсветка пейзажей и их элементов в вечернее время и ночью.

Перспектива

Перспектива - это зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Различают перспективу:

  • 1. Линейная перспектива, связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.
  • 2. Воздушная перспектива, связана с изменением яркости и четкости предметов, а так же их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственное изменение цвета называется цветовой перспективой.

В садово-парковом искусстве глубина пейзажа является реальностью и требует соответствующего подхода. Первое зрительное восприятие в пространстве - это видимая величина предмета, по ней судят о том, как далеко они отстоят от точки наблюдения.

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток. Особенно интересны эффекты воздушной перспективы при боковом освещении пейзажа.

Композиция паркового пейзажа

На композиционную структуру существенное влияние оказывает топография местности и общая ландшафтная характеристика.

Планировочная композиция обычно состоит из простых композиционных схем: замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звёздчатой. Осевую, лучевую или кольцевую схему композиции чаще всего создают парковые дороги. Лучами композиции могут служить просеки и дальние перспективы, которые группируются вокруг большой поляны.

При создании осевой композиции ось становится доминантой, а остальные элементы должны быть связаны с ней непосредственно или косвенно. Дороги, сооружения, поляны, примыкающие к оси или ведущие к ней, должны быть композиционно подчинены ей формой, характером построения пейзажа.

Ось является не только линией зрительного восприятия, но и линией движения, и функционально объединяющей связью парковых зон.

Осевые композиции могут быть симметричными и асимметричными.

Осевая симметрия - очень сильный и выразительный прием формирования парковых ансамблей.

Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты - те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, на отдельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант.

Абсолютные доминанты занимают центральное положение в парке, охватываются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия. Подчиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.

Назначение локальных композиционных акцентов - избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает.

Идейно-художественная композиция раскрывается путем ритмичного размещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек на участках главного маршрута, а так же при помощи постепенного наращивания контраста в сочетании с интервалами.

Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью

Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих различных видов искусства.

Практика создания пейзажей и перенесение их в натуру с дальнейшим их формированием представляет собой определенный метод.

Под термином пейзаж следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия пейзажа, а крупный массив насаждений или сложная система водоемов - за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид - фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя - тремя группами деревьев, беседка в парке и т.п.). К виду может быть отнесена и виста - картина, открывающаяся через узкую просеку в густом лесу на более или менее удаленные объекты.

В зависимости от функциональных целей, климатических условий и художественного замысла применяют два основных приема взаимосвязи растений и их пространственного расположения: закрытые (или замкнутые) и открытые пейзажи. Они полярны по пространственному характеру, между ними имеется серия промежуточных, приближающихся к первому или второму типу. В закрытом пейзаже превалируют объемные элементы (древесная растительность) при незначительности плоскостных, горизонтальных, чем обуславливается ограниченность обозрения пространства.

Движение дает возможность рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора.

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свою высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно - художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа.

Композиция пейзажных картин

Различные приемы построения пейзажных картин разработаны теоретиками садово-паркового искусства прошлого (например, труды Э. Андре, А. Регеля).

Прием построения пространственных планов выбирают в зависимости от художественного замысла пейзажа. Общий принцип построения пейзажных картин сводится к дифференциации их на несколько пространственных планов. Практически для достижения соотношения планов разной глубины рекомендуется выявить границы первого, второго и заднего планов. При этом каждый из основных планов может представлять собой целую коллекцию нюансных планов, которые различаются при более пристальном рассмотрении.

Композиция пейзажных картин - свойство растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры, которая играет важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков.

Для изучения пейзажных картин необходимо определить из чего складывается пространственная структура, что представляют собой ландшафтные районы парка (если они имеются в исследуемом объекте). Вместе с термином пейзаж и пейзажная картина часто употребляется понятие вид и кадр.

Композиционным узлом картины может быть группа деревьев или одиноко стоящее дерево (солитер), газон, цветник, водоем, водопад, архитектурные сооружения и другое. Размеры пейзажных картин определяются следующим образом:

L - расстояние от наблюдателя до картины, в м;

б - горизонтальный угол восприятия пейзажа, колеблется от 16 до 60?;

Н - высота картины, определяемая высотой элементов картины с учетом в ее композиции неба и плоскости земли или водного зеркала;

l - учитывая глубину восприятия пространства, проектировщик может определить расстояние либо до композиционного центра картины, либо до переднего плана, реже до ее фона (заднего);

В - определяется боковыми объектами, ограничивающими поле видения и являющимися рамой или кулисами картины, а также углом обзора.

Глубина картины определяется расстоянием от наблюдателя до дороги и объемными элементами. Характер определяется ее шириной, глубиной и высотой.

По соотношению пейзажных картин парковые объекты подразделяются на большие, средние и малые, по глубине перспектив - короткие (до 50 м), средние (до 100 м), далекие (более 100 м).

Если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт насаждений, то вблизи (ориентировочно на расстояниях, равных высоте дерева) особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры.

В процессе проектирования очень важен тщательный поиск видовых точек для восприятия того или иного паркового пейзажа. Эта задача решается следующим методом. Вначале выявляют места резкого изменения условий видимости, затем из каждой видовой точки намечают открывающиеся картины - первая серия картин, вторая и т.д. Для каждой картины следует установить границы первого, заднего и нейтрального среднего плана.

На территории парка может быть несколько точек с круговым обзором. Кроме того, может быть ряд точек с полукруговым обзором и множеством точек с различными углами обзора.

При организации пейзажа следует соблюдать правило экономии внимания наблюдателя, исключая из поля зрения все лишние элементы, которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для получения полного и свежего восприятия картины кроме правила не дробить впечатление отвлекающими моментами необходимо учитывать закон новизны, т.е. не вносить элементов, повторяющих впечатление, ибо оно никогда в полной мере не будет равно первоначальному. Новизна обостряет восприятие и возбуждает эмоции.

Вид композиционного узла. Кушелевский альбом

Рисунок 6. - Вид композиционного узла. Кушелевский альбом.

Пейзажное разнообразие

Предложенная Г. Толочиновым и развитая М. Коржевым классификация пейзажа разделяет их на четыре типа по пространственному критерию: пейзажи закрытого, полузакрытого, полуоткрытого и открытого типов. Открытым является такой пейзаж, в котором зрителю открываются широкие перспективы до самого горизонта. В закрытом пейзаже линия горизонта ограничивается каким-либо близким или дальним объектом - лесом, горами, обрывом и т.п. Полузакрытые и полуоткрытые пейзажи являются переходными между двумя основными типами.

Соотношение между открытыми пространствами и сплошными массами зелени и способы их разделения обуславливают насаждения парков каждой из традиционных школ ландшафтной планировки.

Доминирование одного пространственного качества в каждом пейзаже необходимо для его художественной цельности.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>