Полная версия

Главная arrow Недвижимость arrow Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства музея-заповедника Гатчина

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Общая часть. Краткая историческая справка

Россия, Санкт-Петербургская обл., г. Гатчина

Возведение Большого Гатчинского дворца и обустройство Дворцового парка связано с именем графа Григория Орлова, знаменитого фаворита Екатерины II. Императрица дарит мызу Гатчину своему любимцу после смерти предыдущего владельца князя Бориса Куракина. С весны 1766 года здесь начинаются грандиозные работы. Это не только строительство роскошного охотничьего замка, каковым мыслил свое детище Орлов, но и разбивка парка на обширной прилегающей территории.

Гатчинские места поражали современников своей красотой. Причудливое течение реки Гатчинки между невысоких возвышенностей, озерца, рощи и лес, множество ключей и великолепное Серебряное озеро. Даже климат несколько иной, чем в Петербурге. Дикая природа, благодаря садовых дел мастерам и большому числу привлекаемых работных людей, уже в семидесятые годы XVIII века преображается в модном пейзажном, т.е. наиболее приближенном к природе английском стиле, соответственно идеалам и вкусам эпохи.

Запруды и подпоры воды приводят к увеличению размеров Белого озера, изменению общей береговой линии, образованию многочисленных искусственных островов и островков. Проводятся землеустроительные работы, возникают каналы, пруды, террасы. Высаживаются тысячи деревьев разных пород. Пейзажные картины, видовые перспективы, дорожки и тропы Дворцового парка занимают около 150-и гектаров.

Автор дворца Антонио Ринальди подземным ходом и гротом "Эхо" связывает волшебный и таинственный замок с берегом Серебряного озера, украшает парк. Ему же принадлежат первые парковые сооружения - символическая колонна Орла, Чесменский обелиск, чудесный Восьмигранный колодец.

С 1783 года владельцем Гатчины становится Государь Наследник Павел Петрович, получивший музу и окружающие угодья в подарок от матери после смерти Г. Орлова. Период с 1783 по 1801 год внес в историю Гатчины самые яркие и значительные страницы. Это время "расцвета" Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. Сложный характер Павла, сентиментальный и суровый, педантичный и изменчивый одновременно, сказывался во всем, в том числе и в облике его любимой Гатчины. Соответственно Гатчинский парк, как живой организм, обретает своеобразное философское осмысление, являясь художественным отображением своей эпохи.

Придворным архитектором Павла I стал талантливый, энергичный и исполнительный Винченце Бренна. В основном под его руководством разрабатывались планы "павловской" реконструкции. В своем творчестве В. Бренна умел сочетать строгие классические формы с пышными элементами барокко, что отвечало вкусам наследника.

Короткое время в Гатчине главными архитекторами также работали зодчие Н.А. Львов и А.Д. Захаров Их замечательные постройки стали украшением города и парков.

Сохранилось большое количество планов парков, проектов различных сооружений времени павловской перестройки. Часть из них была включена в так называемые "Кушелевские альбомы", подготовленные и преподнесенные Павлу I в 1798 году. Эти альбомы представляют исключительную историческую и художественную ценность. Альбомы украшены акварелями Г. Сергеева с изображением "Павловской Гатчины".

Поездка Великого князя с супругой в Европу, особенно посещение Франции, оказала быстрое и сильное воздействие на художественный образ Гатчинского парка. Появляются регулярные, французского типа части парка - Собственный сад, Верхний и Нижний Голландские, Ботанический и Липовый сады органично вписавшиеся в Дворцовый парк. Особое внимание было уделено строительству парковых и архитектурных ансамблей, в которых новые сооружения объединялись с ранее построенными. Так появились остров Любви и Длинный остров, ансамбль Колонны и Павильона Орла, район Березового домика и др. Планировочное решение "Большого Аглицкого сада", как его тогда называли, получает композиционное продолжение в регулярном парке Сильвия, в прилегающих лесных охотничьих массивах - Орловской роще, Зверинце, будущем Приоратском парке.

В то же время были продолжены работы по развитию существовавшей гидросистемы: построены новые плотины, регулирующие водообмен в озерах и прудах, дополнительно прорыты водоснабжающие и осушительные каналы, построены мосты и пристани.

Для восприятия парка с разных точек и уровней были построены искусственные террасы, насыпные горки, пристани, балконы. Мосты и ворота также служили смотровыми площадками.

Используя обилие водных поверхностей, создатели гатчинского парка умело обыграли прием чередования полосок воды и суши. Так на правом берегу Белого озера появился Водный лабиринт. Веселую прогулку на лодках совершали по узким запутанным каналам между островками. Как продолжение Водного лабиринта поблизости на берегу был устроен Зеленый лабиринт. По сравнению с зелеными лабиринтами водные лабиринты были довольно редкой парковой "затеей" в ХVII-VIII вв.

В связи с реконструкцией Дворцовый парк был условно поделен на различные зоны: уголки для тихого отдыха, участки для различных развлечений и аттракционов, районы для прогулок пешком, верхом или в карете, и наконец, на парадные сады для торжественных праздников и приема многочисленных гостей. Архитектурные сооружения гатчинских парков являются составной частью его пейзажей.

Архитектор Винченцо Бренна перестраивает Дворец, возводит новые парковые сооружения. Главный строительный материал Гатчины - пудостский камень и близкие ему сорта известняка, добываемые в близлежащих карьерах. Пудостским камнем облицован Дворец, из него же возведены почти все парковые постройки. Этот удивительный камень отличается способностью изменять цвет в зависимости от погоды, от времени года. Мастером его использования был самобытный строитель Кирьяк Пластинин.

С 1796 года, после восшествия на престол Павла I, Гатчина становится одной из императорских загородных резиденций. Размах проводимых здесь работ усиливается. Дело первого садового мастера англичанина Д. Шпарро продолжает ирландец Д. Хекет, Ф. Гельмгольц. Расширяются границы парка Сильвия. Планируется так называемый Новый Английский сад с парковыми архитектурными комплексами по проектам А. Захарова. Воплощаются оригинальные "затеи" Н. Львова, венцом деятельности которого стал Приоратский дворец у Черного озера - миниатюрный, западноевропейского типа "замковый ансамбль из умятой земли" с высокой каменной башней. Много строит В. Бренна. Его авторству, возможно, принадлежит одно из лучших парковых творений Гатчины - Терраса-пристань (или "Львиная") на Длинном острове, - наиболее удобное место для целостного восприятия Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. На Длинном острове расположена и другая жемчужина Гатчины - Горбатый мостик А. Захарова.

К началу XIX столетия Гатчинский дворцово-парковый ансамбль становится подлинным шедевром ландшафтного искусства. Парк украшает оригинальная скульптура русских и итальянских мастеров. Появляются новые мосты, паромы, водоемы, инженерные сооружения. Возникают подпорные стены, насыпные террасы, усложняющие рельеф. По озерам ходит флотилия из двух яхт и многих малых судов.

Работы по благоустройству парка продолжаются в XIX веке, при Николае I и особенно при царе Александре III, любившем Гатчину и постоянно жившем здесь.

Гатчинский парк имеет свое отличие и особое очарование в ряду знаменитых парковых пригородов Санкт-Петербурга. Это буквально водный парк, связующим стержнем которого является цепочка озер с причудливой береговой линией, "лабиринтами вод", с идиллически мечтательными или, наоборот, по-северному суровыми пейзажными картинами, связанными единой системой видовых перспектив.

Часто озера парка излучают особый свет, мистическое сияние, особенно в туманную или дождливую погоду. Вода в ландшафтном дизайне парка объединяет всё в гармоничный ансамбль, в любое время года потрясающий своей красотой. Весной парк нежно зеленеет и пахнет влагой. Незабываемы белые ночи на Белом озере, когда светлое облачное небо и заходящее пылающее солнце кажутся грандиозной романтической декорацией водным просторам, тающим в дымке деревьям, мостам и похожему на остров Павильону Венеры.

Специально подобранные, различающиеся по форме и тону зелени летом, деревья парка осенью полыхают разноцветьем, зимой же составляют графические контрастные паутины на фоне блеклого неба. Уникальный вид на парк открывается с башен дворца. Гладь озер, обрамленная зелеными массивами, купола городских соборов, шпиль Коннетабля, дали Приората и Зверинца, Дудергофских и Пулковских высот предстают отсюда с высоты птичьего полета.

Площадь города Гатчина - 28,75 кмІ, из них 22 % - земли общественно-деловой, промышленной и коммерческой застройки, 20 % - земли особо охраняемых природных территорий, 18 % - земли общего пользования, 11 % - земли жилой застройки. С запада на восток город протянулся на 6,5 км, с севера на юг - на 7 км.

Задуманные мастерами пейзажи с любовью и заботой сохраняются сотрудниками музея с 1918 года и до наших дней. Продолжается реставрация дворца и парковых сооружений. Предстоит выполнить реставрацию парка по отдельным участкам и ландшафтным районам, восстановить пристани, ворота и мосты; очистить пруды-зеркальца.

Характеристика природных условий

Климат атлантико-континентальный. Морские воздушные массы обусловливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно-тёплое, иногда прохладное лето. Средняя температура января ?8 °C, июля +17 °C. Годовое количество осадков 650--700 мм, в зимний период выпадают преимущественно в виде снега. Преобладают западные и южные ветры. Весной и летом наблюдается явление белых ночей.

  • · Среднегодовая температура воздуха - 4,5 °C
  • · Средняя скорость ветра - 2,9 м/с.

Рельеф и геологическое строение

Значительная часть территории Санкт-Петербурга расположена на приморской равнине, вышедшей из-под уровня около 4 тыс. лет назад. На территории Санкт-Петербурга можно наблюдать три литориновые террасы. Уступ первой террасы хорошо выражен в южной части города вдоль Петергофского шоссе.

Вторая, более высокая литориновая терраса формировалась при максимальном уровне Литоринового моря. В это время эта территория представляла собой лагуну, отшнурованную Лиговской косой.

Третья терраса сложена преимущественно мореной с редко сохранившимися пятнами озерно-ледниковых ленточных глин.

С начала XVIII века, когда было начато строительство города, и до настоящего времени поверхность в пределах города искусственно повышалась. Слои насыпного грунта большой мощности наблюдаются вдоль берегов Невы и ее рукавов, что связано со строительством набережных и мостов. Наибольшая мощность насыпного грунта находится на месте засыпанных речек, протоков и каналов петровского времени, а также вдоль побережья Финского залива в районе порта. Здесь конфигурация берега значительно изменена из-за наращивания площади островов и превращения их в молы. В последнее время в связи с новой планировкой и застройкой Санкт-Петербурга вдоль побережья Финского залива сильно меняется береговая линия всей вершины Невской губы.

Гидросистема

Территория Санкт-Петербурга расположена в северо-западной части Московского артезианского бассейна. Водоносность кристаллического фундамента связана главным образом с корой выветривания и зоной экзогенной трещиноватости, но наиболее интенсивно обводнены тектонические трещины. По обилию вод Санкт-Петербургу принадлежит одно из первых мест в мире: водная поверхность занимает 1/10 часть площади города (включая прибрежную зону Финского залива), в его пределах насчитывается 86 рек и каналов общей протяженностью около 300 км.

Река Нева течет в пределах города на протяжении 32км. Ниже Литейного моста она разветвляется на многочисленные рукава и протоки, образуя дельту.

За время существования города гидрографическая сеть города претерпела существенные изменения. Строительство города в низком болотистом месте потребовало искусственного осушения территории. Сооружались каналы, служившие одновременно и водными путями, прорывались пруды. Вынутая при этом земля использовалась для повышения поверхности. С течением времени по мере строительства города многие водоемы теряли свое первоначальное значение, засорялись, вследствие малого уклона местности вода в них застаивалась и загрязнялась. Поэтому, уже начиная с середины XVIII века, были засыпаны ненужные каналы, ручьи, водоемы. Береговая линия Невы и ее рукавов изменялась при строительстве набережных, берега спрямлялись и у реки отвоевывались значительные пространства. По мере благоустройства города, прокладки улиц и дорог осушались многочисленные болота.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>