Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Блочно-модульная система обучения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Сущность блочно-модульного обучения

Личностно-ориентированная педагогика и здоровье-сберегающие технологии - вот то, что, по - моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии.

Сущность блочно-модульного обучения

Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

  • * содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
  • * учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
  • * каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

активизация учебного процесса;

повышение уровня усвоения изучаемого материала;

мотивация учения;

развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;

развитие навыков сотрудничества и делового общения.

И как ожидаемый результат - это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.

Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

Суть рационализации:

  • - индивидуализированное содержание обучения;
  • - выбор учащимися путей и темпа усвоения;
  • - возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.

Принципы модульного обучения:

модульности;

выделение из содержания обучения обособленных элементов;

динамичности;

паритетности;

разносторонности методического консультирования;

осознанной перспективы;

действенности и оперативности знаний;

гибкости.

Каждый ученик - активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика - это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель - ученик - класс. Функция педагога - от информационно-контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодействие ученик - учитель идёт с помощью модуля.

Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Каждый ученик - активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика - это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель - ученик - класс. Функция педагога - от информационно-контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодействие ученик - учитель идёт с помощью модуля.

Что включает в себя система действий учителя?

Главное - это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ - ИДЦ - ЧДЦ - УЭ.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

  • 1. Четкая организация всего учебного процесса;
  • 2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
  • 3. Сочетание словесных, наглядных методов;
  • 4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
  • 5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
  • 6. Вера учителя в способности ученика.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

  • 1 модуль (1-2 урока) - устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
  • 2 модуль (3-5 уроков) - самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
  • 3 модуль (1-2 урока) - повторение и обобщение темы.
  • 4 модуль (1-2 урока) - контроль знаний учащихся по всей теме.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.

Затем пишу методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.

Методическое пособие для учащихся - это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:

  • - целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);
  • - содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
  • - руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
  • - указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
  • - блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
  • - самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
  • - рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

Общий план проведения блочно-модульного урока

  • 1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.
  • 2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала - графа №2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
  • 3) Уровень знаний по каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.
  • 4) В УЭ-0 - ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике.

Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.

  • 5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся.
  • 6) Далее идет основной этап урока - изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
  • 7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
  • 8) Последний этап - подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.

Самое сложное в школьной жизни - это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи. Требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) школьников четко заложены Госстандартом. В Госстандарте заложены два критерия усвоения ЗУН:

  • 1) Обозначен минимум знаний, умений и навыков с учетом возможностей каждого ребенка на удовлетворительную оценку.
  • 2) Даны требования повышенного уровня, по которым ЗУН оценивается на «хорошо» и «отлично».

В своей педагогической деятельности оценивая учащихся, ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала, разработанный Бариновой И.И.

1 ступень - усвоение знаний

1-й уровень - узнавание, запоминание, воспроизведение

2 ступень - понимание

2-й уровень - пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия.

3ступень - понимание

3-й уровень - умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях

4ступень - анализ

4-й уровень - умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.)

5 ступень - синтез

5-й уровень - умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы.

6 ступень - оценка

6-й уровень - умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.

Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.

Контроль учителя

Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:

  • * системный анализ урока;
  • * тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);
  • * итоговый контроль (по результатам четвертей).

Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.

Что же дает модульное обучение?

Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:

Что дают мне модульные уроки?

Отвлекаюсь ли я на уроке?

Хотели бы вы, чтобы так работали все учителя?

97% учащихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Триединая цель урока

Триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий.

Что же представляет собой состав ТЦУ?

Познавательный аспект ТЦУ. Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  • 1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  • 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  • 3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  • 4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  • 5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли к концу урока добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим. Поэтому нельзя не согласиться с В.Ф. Паламарчук, которая считает, что «...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого» [137].

Развивающий аспект ТЦУ.

Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для ТЦ нескольких уроков, а иногда и для целой темы. 

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

А. Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Б. Развитие мышления.

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно. 

Овладение этими методами и означает умение мыслить!

Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Допустим, если учитель формирует развивающий аспект цели урока так: сформировать у учащихся умение сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен сформировать у них такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения; умение выделять основные признаки, параметры сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение устанавливать сходство и различие. Отработка всего этого и приведет учащихся к умению сравнивать

В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

Как видим, развивающий аспект триединой цели урока далеко не прост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке. 

Воспитывающий аспект ТЦУ.

Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

  • 1. Прежде всего - это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке - непреходящая задача учителя.
  • 2. Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность. Именно эти качества, эти нравственные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений. Их формирование и развитие также входит в содержание воспитывающего аспекта триединой цели урока.
  • 3. Третий объект - общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу.

Бережное отношение к имуществу1 школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.

4. Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.

Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.

5. И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят (подробнее об этом см. [235]).

Каждая из образовательных областей имеет свой специфический воспитательный потенциал. Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.

Формировании гуманистического мировоззрения школьников, готовности к межличностному и межкультурному диалогу, этической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе во внеурочное время -- в результате включения их в деятельность литературных объединений, дискуссионных клубов, творческих мастерских, журналистских студий. В процессе усвоения школьниками основных понятий и терминов общественных наук, развития навыков работы с источниками, формирование у них ценностей демократического общества, толерантности, гражданской позиции, патриотизма, а также в обеспечении социальной адаптации учащихся, их социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей, в том числе во внеурочное время -- в результате включения детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывания моделей социально-экономического взаимодействия людей, предоставления им опыта политических дискуссий, реализации собственной гражданской позиции, личного участия в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, освоения учащимися естественнонаучного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, экологическое благополучие планеты, развитие эстетического отношения к объектам природной среды, расширение опыта практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время -- в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.

Конечный результат урока - Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации или собственной деятельности учащихся по овладению ими содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.

Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

  • - целенаправленность его деятельности на уроке;
  • -- характер отношений с учащимися;
  • -- индивидуально-личностный подход к учащимся;
  • -- дифференцированный подход к обучению;
  • -- умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

- работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

  • - работа по развитию познавательного интереса;
  • - работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
  • - сфокусированность усилий на формировании понятий;
  • - развитие общих способностей учащихся;
  • - объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
  • - эффективность усилий, развивающих личность;
  • - эффективность воспитывающих влияний.

Результаты работы учащихся.

Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.

-. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке.

- Отношение учащихся к учебному труду.

- Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.

- Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.

-наличие у учащихся познавательного интереса;

-воспитательная и развивающая подвижки личности, возникшие в ходе урока;

-знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

Как отмечает В.И. Загвязинский, цели занятий задаются слишком описательно, абстрактно. Можно отметить следующие недостатки в целеполагающей деятельности учителя:

* цели формулируются в слишком общем виде, без последующей конкретизации (например, уметь сочетать творческий и систематический подходы к решению геометрических задач; развивать навыки критического мышления при чтении; развивать логическое мышление; совершенствовать умения использовать географические карты и т.д.)- Такие формулировки, отражая только процесс, но не продукт обучения, практически не дают возможности ответить на вопрос, как ученик должен продемонстрировать развитие и усовершенствование своего умения: должен ли он, к примеру, уметь интерпретировать географическую карту, конструировать ее или раскрыть, для чего используется карта;

* цели формулируются через изучаемое содержание (изучить ход крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева; изучить явление магнитной индукции; изучить клеточную структуру растений). Однако содержание обучения само по себе однозначно не определяет цели обучения, данные формулировки только дают указание на предметное содержание урока, но не несут никаких конструктивных начал для построения учебного процесса;

* цели формулируются через деятельность учителя, что сосредоточивает его на собственных задачах (показать, что причастие -- одна из форм глагола; дать характеристику величинам, характеризующим электрическое поле; рассказать учащимся о причинах феодальной раздробленности; ознакомить учащихся с элементами классической электронной теории и объяснить на ее основе закон Ома для участка цепи и т.д.).

Технология постановки целей предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. Данный способ отличается повышенной инструментальностью.

Конкретизация цели обучения в действиях предполагает перечисление определенных действий, ожидаемых от учащихся. Так, цель: «Уметь пользоваться символическими обозначениями на погодной карте» -- может быть конкретизирована следующим образом: а) воспроизводить по памяти символы, используемые на карте; б) опознавать их; в) читать карту с их помощью; г) по данной карте дать прогноз погоды.

Такая конкретизация цели способствует переходу от общего представления о результате обучения к конкретному эталону, критерию его достижения учеником, обладает большой операциональностью и конструктивностью.

Описание технологии постановки целей урока было бы неполным без связи с возможными уровнями усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития опыта творческой деятельности.

Можно выделить три уровня усвоения.

  • 1-й уровень -- знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними.
  • 2-й уровень -- алгоритмический. Применение ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие. Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.
  • 3-й уровень -- творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это -- продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) -- эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют «без правил», но в известной им области, создавая иные правила действия, т. е. осуществляют исследовательскую деятельность.

В таблице зафиксирована модель зависимости между уровнями усвоения того или иного элемента содержания, формулировкой соответствующей каждому уровню обобщенной цели, возможными видами конкретизированных целей в действиях, адекватными этим целям методами обучения и соответствующими формами проверки. В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного занятия; определяет для каждого элемента уровень его усвоения и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели и соответственно им выбирает методы и формы действий, необходимых для достижения целей.

Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В нашей педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т. е., в сущности, на уровне узнавания.

Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры; Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон -- это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т. е. операций, отражающих суть и содержание испытания.

В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность).

Для 1-го уровня характерны тесты на опознание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида; тесты на различение («выборочные» тесты): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных решений (при этом варианты возможных решений содержатся в самом тесте); тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний.

Для 2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученик должен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенные операции теста. Могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» установить известную разрешающую ее процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ.

В качестве 3-го уровня предлагают нетиповые задачи на применение знаний в новых ситуациях (для каждой задачи разрабатывают эталон существенных операций, возможно, и альтернативных); проблемы, решение которых приводит учащегося к «открытию» нового для себя знания (перечень необходимых и возможных операций разрабатывается заранее).

ЦЕЛИ УРОКОВ

Цели деятельности учителя понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся.

Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически.

Учащиеся - активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.

ПРИМЕР 1.

Когнитивная ( познавательная ) - владение учениками умениями ....

Развивающая - наличие на уроке условий для самоопределения учащихся, выдвижения ими гипотезы, планирования чего-то, оценки результатов и формулирования выводов.

ПРИМЕР 2.

Когнитивные цели можно формулировать через планируемые результаты обучения:

  • - дают определение понятий, приводят примеры ...
  • - доказывают ...
  • - объясняют зависимость.

Развивающие цели - создать условия для развития и воспитания...

ПРИМЕРЗ.

Учебные цели формулируются в виде выходного теста.

Развивающие цели - обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей

учащихся: понимать тексты, переводить тексты в диалоговую и табличную формы.

Приступая к формулировке целей урока, учитель:

  • - изучает требования программы;
  • - обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;
  • - определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
  • - выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность школьника в результатах обучения.

После того, как цель определена , она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм

организации познавательной деятельности школьников.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель ):

  • - образовательные (обучающие);
  • - развивающие;
  • - воспитательные.

Образовательные:

  • - обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем.
  • - обеспечить формирование умений ...
  • - установить уровень знаний по теме...
  • - обеспечить обобщение изученного материала по теме...
  • - обеспечить систематизацию изученного материала по теме ...
  • - обеспечить отработку умений учащихся...

Развивающие и воспитательные:

создать условия для:

- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,

доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

  • - развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
  • - развития мировоззрения;
  • - развития навыков устной и письменной речи;
  • - развития памяти;
  • - развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
  • - развития эстетических представлений и художественного вкуса;
  • - развития логического мышления ( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),

способности четко формулировать свои мысли;

  • - воспитания уважения к своей Родине;
  • - воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
  • - воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
  • - воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
  • - подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
  • - развития у школьников исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  • - развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • - развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
  • - развития у учащихся рефлексивной деятельности.

Рекомендации по формулировке целей занятий

Настоящие рекомендации разработаны для преподавательского состава колледжа в целях упорядочения работы преподавателей по оформлению необходимых при осуществлении учебного процесса внутренних документов.

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Формулирование цели занятия позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала: а) уровень представления: б) уровень знаний; в) уровень умений и навыков: г) уровень творчества.
  • 1.2. Преподавателем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи, с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>