Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Православная традиция русского города в 1917-1930 годы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

2. Проблемы обновленческих приходов

Обновленческие приходы структурно воспроизводили внутриприходскую организацию приходских общинах патриаршей юрисдикции. Отличительной же их чертой была утрата такого существенного признака прихода как территориальное единство. Члены приходских общин обновленцев, как правило, проживали в разных приходских районах.

Численный состав их общин на протяжении всего исследуемого периода был весьма незначительным, их доля составляет всего 6-10% всего учтенного состава православных приходов Вологды. При этом наименьший удельный вес последних относится к 1926 году (см. таблицу №10).

Таблица №10. - Сведения о количестве членов приходских общин,

стоящих на платформе Поместного Собора 1923 года

Название общины

1923 год

1926 год

1930 год

1931 год

1933 год

1938 год

Общее количество членов приходских общин Вологды

3551

5105

2578

2264

1688

В том числе общее количество членов обновленческих общин Вологды:

362

306

163

198

176

32

1. Кафедрального собора

60

106

80

90

91

10

2. Свято-Духовская

77

100

44

49

45

-

3. Введенская кладбищенская

55

50

39

59

40

6

4. Зосимо-Савватиевская

55

50

-

-

-

-

5. Благовещенская

63

-

-

-

-

-

6. Ильинская

52

-

-

-

-

-

7. Лазаревская

-

-

-

-

-

16

Источники: ГАВО. Ф.53. Оп.2. Д.214, 236, 244, 276, 289, 293, 322, 332, 344;

Там же. Ф.412. Оп.1. Д.170.

Практически все обновленческие общины следует отнести к малым, так как на протяжение всего исследуемого периода каждая из них имела в своем составе менее 100 человек. Исключение составляла лишь религиозная община кафедрального собора, в которой в 1926 году было зарегистрировано 106 человек.

Возрастной состав приходских общин обновленческого толка несколько отличался от тихоновских, хотя здесь, как и в патриарших приходах на протяжении всего исследуемого периода видны те же тенденции (см. таблицу №11).

Таблица №11. - Возрастной состав обновленческих общин в 1923-

33 гг. (в %)

годы

до 30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

старше 61 года

1923

20,1

25,8

29,1

20,5

4,5

1930

16

15,3

25,1

26,4

17,2

1931

13,6

16,7

21,2

24,2

22,2

1933

7,9

23,2

21

25,6

22,2

Источники: ГАВО. Ф.53. Оп.2. Д.214, 236, 244, 276, 289, 293, 322, 332, 344.

Очевидно, что к обновленцам примкнула наиболее динамичная часть верующих, быстрее отреагировавшая на политические изменения. С другой стороны, за обновленцами пошли и те, кто видел в этом направлении вариант спасения и даже будущего возрождения Русской Православной церкви, возможность устоять перед всесилием государства. Так, например, старейшая жительница г. Вологды, дочь священника, лично знавшая Т.Н. Шаламова, М.Н. Богословская объясняла автору этих строк, что его переход к обновленцам был продиктован, прежде всего, желанием спасти свое святое дело, семью, избежать репрессий.

Несмотря на определенные успехи обновленчества по расширению своего влияния в городе, уже на начальном этапе своего развития (1923-25 гг.) наблюдался отход от него духовенства и мирян. С одной стороны, это было связано с возвращением в лоно патриаршей Церкви священников городских храмов. Известно, например, что к 1923 году вернулись в юрисдикцию патриаршего управления протоиерей о. Александр Малиновский, протоиерей о. Иоанн Белков, диакон о. Иоанн Преображенский, которые поддержали в 1922 году обновленцев Организация Вологодского Епархиального Управления // Красный Север. 23 июля. 1922. С. 3; ГАВО. Ф.53. Оп.2. Д.294. Л.1, 2, 38 об..

С другой стороны, происходило общее сокращение количества и численности приходских общин новоцерковников. Так, уже 30 декабря 1924 года общее собрание членов религиозной общины Ильинской церкви постановило: вместо выбывшего священника о. Александра Сахарова единогласно выбрать протоиерея о. Алексея Углицкого, присоединяясь одновременно к Патриаршему управлению. В связи с означенным решением в патриаршую приходскую общину были приняты и новые члены в количестве 53 человек ГАВО. Ф.53. Оп.2. Д.244. Л.36-41.. Через год, в декабре 1925 года, в общину Благовещенской церкви стали “вливаться” новые члены и в том же месяце, по мнению приходского актива, “в общине получился раскол, то есть большинство членов откололись от обновленцев, образовав общину старого толка”. На проходившем 20 декабря 1925 года собрании объединенной общины, состоявшей тогда из 178 человек (по списку обновленческой общины на 29 сентября 1925 года значилось 53 человека) было принято решение об образовании новой общины патриаршего направления, а также избран новый состав церковного совета ГАВО. Ф.412. Оп.1. Д.170. Л.3-3 об.. В связи с тем, что в Благовещенской религиозной общине образовались два течения (причем группа патриаршего течения насчитывала большинство членов), то особым распоряжением административного отдела губисполкома в марте 1926 года Благовещенский храм был передан тихоновской группе Там же. Ф.53. Оп.2. Д.214. Л.101.. Отколовшейся группе (обновленческого толка) “за малочисленностью членов было предложено присоединиться к храму, находившемуся в пользовании группы однородного с ней течения” Там же. Ф.412. Оп.1. Д.170. Л.3 об.. В итоге им пришлось присоединяться к религиозному обществу кафедрального собора Там же. Ф.53. Оп.2. Д.214. Л.101..

В целом, к 1926 году сфера влияния обновленцев в приходских общинах города значительно сокращается. Теперь обновленческие объединения были сосредоточены лишь при четырех храмах: в кафедральном соборе, в бывшем Свято-Духовском монастыре, в Зосимо-Савватиевской и Введенской кладбищенской церквях, в то время как тихоновских храмов в Вологде было 32. И все же можно считать, что вплоть до конца 1920-х годов обновленцы представляли серьезную оппозицию патриаршим приходам. В преимущественном большинстве они стремились любыми возможными способами “опорочить” тихоновские приходы перед властью, объявляли себя истинно верным направлением в Русской Православной Церкви. Пытаясь получить в свое пользование холодный храм Богородской кладбищенской церкви, представители Вологодского Епархиального управления (обновленцев) неоднократно обвиняли тихоновскую общину в крайней нетерпимости, контрреволюционной, антисоциалистической направленности, а также в том, что она “создавалась искусственно из элементов случайных, распыленных большей частью по другим приходским общинам и представляла собой неорганизованную религиозную фанатичную толпу” Там же. Д.287. Л.125-125об; Д.289. Л.123.. В связи с этим, со стороны тихоновцев вспыхнуло своего рода сопротивление. На состоявшемся 15 июля 1928 года собрании общины при обсуждении вопроса о передаче холодного храма Рождества Богородицы обновленческой общине единогласно постановлено: “Ни в каком случае добровольно храм не передавать” УФСБ по Вологодской области. Ф.3.Т.18. Л.238.. По наблюдениям современников, отношение большинства православного населения Вологды к обновленцам было явно негативным. Среди верующих разрасталось возмущение незаконными действиями новоцерковников. Из полученного отчета секретных осведомителей ОГПУ следует, что среди верующих нередки были активно-деятельные противники обновлечества, как например, Александра Александровна Стрежалковская, “проводившая агитацию среди женщин прихода против предоставления одного из храмов Богородской общины Духовской обновленческой общине” Там же. Л.314.. В документах встречаются подобные высказывания: “Мы стараемся, чтобы не пустить их (обновленцев - И.С.)” Там же. Л.341., “Обновленцы выносят из храмов иконостасы и в церкви не дают народу креститься, по второму разу женятся и продают дело Христово в руки безбожников” Там же. Л.305., “Если к нам вселят обновленцев, то мы обновленческого попа за волосы вытащим на улицу и с ним разделаемся” Там же. Л.314.. Отмечен случай, когда миряне инициировали судебное дело “о выселении обновленцев с Богородского кладбища” Там же. Л.83..

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ