Полная версия

Главная arrow Информатика arrow База данных отеля

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

1. Концептуальный анализ

1.1 Методика концептуального анализа

Концептуальный анализ является необходимой стадией разработки программы в стиле ООП. Он позволяет выявить ключевые понятия, при помощи которых описывается процесс решения задачи, - объекты, свойства, отношения, действия, которые в совокупности образуют концептуальную модель ПрО.

В данной работе используется методика концептуального анализа, изложенная в [1]. Отличительная особенность этой методики в том, что она предлагает четкий алгоритм диалога разработчиков с экспертами, которого следует придерживаться, в то время как прочие методологии ООП [2,3,4] предлагают лишь набор рекомендаций.

Методика использует специальный графический язык представления знаний, который позволяет наглядно описывать содержания происходящих процессов и легко классифицировать выявляемые понятия. Можно сказать, что данная методика является интересным вариантом методики разбиения большой задачи на подзадачи.

Применение методики требует выполнения следующих шагов:

  • 1. Сформулировать на естественном языке описание целевой ситуации.
  • 2. Подвергнуть полученное текстовое описание анализу и выделить имена понятий, которые в нем встречаются. На основе выделенных имен, зарисовать фрагмент структуры действия, соответствующего постановке задачи. Отметить факты, формируемые в данном фрагменте, как целевые.
  • 3. Достроить полученный фрагмент, определив имя действия и имя субъекта действия.
  • 4. Определить какие условия необходимы для реализации данного действия, для чего необходимо ответить на два вопроса:

a. Когда можно совершить данное действие? Ответом на вопрос является описание физических ограничений.

b. Когда нужно совершить данное действие? Ответом на вопрос является описание условий необходимости реализации.

  • 5. Выделить из полученных ответов элементарные понятия и достроить рассматриваемую структуру действия, зарисовав необходимые компоненты действия, свойства и отношения, и задав оценку их значений.
  • 6. Относительно каждого из условий, определенных в пунктах 4 и 5, необходимо задаться вопросом: «Каким образом это условие формируется?». На данный вопрос могут быть получены следующие варианты ответа:

a. Условие представляет собой информацию, поясняющую ход процесса.

b. Условие формируется в результате ввода данных.

c. Условие может быть получено как результат выполненных других действий.

d. Анализ происхождения данного условия не интересует, поскольку причины, его вызывающие, выходят за рамки данной задачи.

  • 7. Если получен третий вариант ответа, тогда необходимо задаться вопросом, какие именно действия формируют данное условие. Третий вариант ответа позволяет концептуальному анализу идти дальше, прочие варианты ответа останавливают анализ в данном направлении.
  • 8. Относительно каждого из выявленных в пункте 7 действий необходимо повторить шаги 3-8.

Процесс концептуального анализа завершиться естественным образом, поскольку ответов, останавливающих его в 3 раза больше, чем ответов, позволяющих ему продолжаться (см. пункт. 6 описания методики).

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>