Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Глагол. Повторение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Глагол. Повторение


Преподавание в начальных классах

Сахибгареевой Айгуль Ришатовны

Цели

глагол время предложение окончание

  • - Знать существенные признаки глагола
  • - Уметь находить глагол в предложении; определять время, род в прошедшем времени
  • - Значение и употребление в речи. Признаки глагола. Время. Род в прошедшем времени.

Наглядность: презентация, раздаточный материал.

Оборудование: интерактивная доска.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок проведу у вас я ,меня зовут Айгуль Ришатовна.

Ваше первое задание: расшифровать тему нашего урока.

Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

Какое слово получилось?

Верно, сегодня мы вспомним о глаголе, узнаем о нём много нового.

Соберём уже известную информацию о глаголе. И в этом нам поможет

Игра «Блиц - опрос»

Итак, вам нужно отвечая на вопросы, открыть эти замки.(на доске «замки»). С обратной стороны замка находиться правильный ответ.

  • 1. Глагол - это
  • в) часть речи;
  • г) член предложения.
  • 2. Глагол обозначает:
    • д) предмет;
    • е) действие предмета;
    • ж) признак предмета.
  • 3. Глаголы отвечают на вопросы:
    • о) Что? Кто?
    • п) Кому? Откуда?
    • р) Что делать? Что сделать?
  • 4. Каким членом предложения является?
  • л) подлежащим;
  • м) дополнением;
  • н) сказуемым.
  • 5. Как изменяется глагол?
  • о) по числам
  • п) по падежам

Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось?

Ребята, так кто же сможет дать определение глаголу? (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

Как изменяются глаголы?

Прочитайте и сделайте вывод, как изменяются глаголы? (устно)

Школьник учится.

Школьник учился.

Школьник выучится.

(по временам).

Какие времена вы знаете?

Игра «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил - это глагол прошедшего времени остальные глаголы - настоящего времени.)

Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает - глагол настоящего времени, остальные глаголы - прошедшего времени.)

Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил - глагол прошедшего времени, остальные глаголы - будущего времени.)

Но особое внимание мы уделим одному времени.

А все вот почему, пришло к нам странное объявление.

«Учёный-археолог Института Времени обнаружил неопознанные фрагменты каких то слов в районе древнего поселения Глаголис. Профессор Зубрилкин приглашает к научному сотрудничеству всех, кто владеет полной информацией в области исследования ГЛАГОЛОВ! »

Вы хотите участвовать в научном эксперименте? Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому отправляемся в научную лабораторию к Профессору Зубрилкин . А вот их «археологические находки».

ет л ло ть ла ли

Какую информацию содержат эти фрагменты?

Какие из них считаете «лишними»? Почему?

Итак, тема исследования : «Прошедшее время глагола».

Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».

Открываем учебники на странице 42 прочитайте правило данное в учебнике. Упражнение 81.

Прочитайте.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел!

Спишие. Найдите глаголы. В каком времени они употреблены?

Перепишите предложения, вставляя пропущенное окончание.

Висела лампа.

Висело зеркало.

Висел светильник.

Висели игрушки.

Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло сделать правильный выбор окончания.

Какую взаимосвязь между родом и окончанием глагола вы заметили? глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Ж.Р. - А

СР.Р - О

М.Р -

Мн.ч. - И

Для дальнейшего исследования нам необходимо совершить путешествие во времени. На этой машине времени мы отправимся в прошлое. Перемещение будет проходить безболезненно, если вы опустите головки на парту, закроете глаза и расслабитесь.

Физминутка (Включение фонограммы, релаксация под «Звуки тропического леса»).

Можете открыть глаза, т.к. мы уже прибыли к месту назначения - времена расцвета динозавров, гигантских насекомых и насекомых. Начинаем свои наблюдения за древними животными и, конечно же, за глаголами прошедшего времени.

Динозавр

Птица

Насекомое

  • (Что сделал?)
  • (Что сделала?)
  • (Что сделало?)

ожил

ожил..

ожил..

Животные (что сделали?) ожил..

Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания. Так ли это необходимо в нашей речи?

Для решения этой проблемы отправляемся в каменный век к древним людям

Работа по карточкам.

Упражнение «Корректоры».

В давние-предавние времена в знаменитой ныне пещере Шульган-Таш обитало древние люди. Художник каменного века оставила на стенах рисунки, по которым мы можем представить, как жил и чем занималась наши предки. Мужчина ходила на охоту, добывало пищу. Женщина поддерживали огонь в пещере, готовил еду, шило одежду из шкур. Дети же собирал съедобные коренья, ягоды.

Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?(окончания глаголов необходимо изменять для установления связи слов в предложениях)

Молодцы ребята, мы помогли профессору Зубрилкину и ассистентке Елене Почемучкиной в их исследовательской работе.

Подведем итоги нашего урока.

От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

(Выбор окончания глагола в прошедшем времени зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол)

Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

Ж.Р. - А

СР.Р - О

М.Р. -

Мн.ч. - И

Здравствуйте!

Глагол

ВЕРНО

По числам, по временам, по родам

Прошедшее время (Что делал? Что сделал?)

Настоящее время (Что делает? )

Будущее время (Что будет делать? Что

сделает?)

Скулил

Встречает удивил

Выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол.