Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Вальдорфская педагогика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

Список литературы

  • 1). Карлгрен Ф. - Воспитание к свободе.2-е изд. 1995
  • 2). Кураев А. Сатанизм для интеллигенции - ModernLib.ru
  • 3). http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html
  • 4). http://www.waldorfschule.ru/pedagogy/
  • 5). http://club.7pd.ru/articles/? id=vped

Приложение

Особенности преподавания некоторых дисциплин.

Материал составлен на основе авторской экспериментальной программы, созданной коллективом учителей питерской школы № 658 "В Дачном" и дан без изменений.

История

Внимание к фрагментам общей истории и истории России проявляется уже в начальных классах: изучение фольклора на уроках музыки, народных традиций и устного народного творчества на уроках русского языка и чтения. На уроках рукоделия дети знакомятся с народными ремеслами и национальным русским бытом. В 3-м классе во время учебной эпохи "строительства дома" пытаются строить макет русской избы.

В 1-м классе дети живут еще в мире сказок. Содержанием части рассказывания на каждом уроке (именно рассказ, а не чтение ведет учитель) являются сказки народов России, Европы и мира.

Во 2-м классе учитель рассказывает басни, саги, легенды о святых. Легенды наполовину историчны и зачастую придуманы. Они являются промежуточной формой между сказками и историей. Рассказываются, например, легенды о святых Николае Угоднике, Борисе и Глебе, Сергее Радонежском, Ксении Петербургской.

В 3-м классе материалом для рассказывания на главном уроке становятся истории Ветхого Завета от сотворения мира до Рождества Христова. Слушая истории, дети вновь проходят путь от сказки к легенде, а затем к историческому рассказу. Ведь наряду с морально-этическим значением эти сюжеты имеют и историческую основу.

Как отдельный предмет историю изучают с 5-го класса, когда у детей появляется способность воспринимать временные отношения. История изучается через многоразовое рассмотрение основных этапов развития человечества и рассматривается как единый процесс, где истории разных народов и цивилизаций, стран и государств, в том числе России, переплетены, взаимосвязаны; история человечества протекает в диалектике общего и собственного.

В 5-8 классах история рассматривается через четкие, конкретные образы исторических персоналий и через образы исторических эпох на основе ассоциативно-образного, чувственного восприятия этого материала детьми. Развивается индивидуальное восприятие и историческая фантазия.

С 9-го класса учитель стремится раскрыть причинно-следственные связи в истории, показать логику развития событий, раскрыть глубину и сущность исторических процессов, абстрактных исторических понятий. В этом возрасте учащиеся учатся самостоятельно размышлять, ставить проблемные вопросы, высказывать собственные суждения, выдвигать гипотезы. Мы пытаемся соединить себя с прошлым. Каждое поколение осмысливает историю заново.

Предмет "история" изучается в каждом классе в форме учебных эпох (по 1.40 - главный урок - каждый день в течение 2-4 недель), по принципу погружения. Таких учебных эпох истории, как правило, две в учебном году, по одной в полугодии.

Главные уроки с 1-го по 8-й класс проводят, как правило, классные учителя, что дает им возможность иметь определенную свободу в подборе и преподнесении материала с учетом интереса и особенностей детей, осуществлять межкурсовую и межпредметную интеграцию на уроках, формируя при этом целостное представление о мире и его истории, опираясь при этом не только на анализ явлений, но и на синтез знаний.

С 9-го класса и далее предмет ведет учитель-предметник.

Материал для урока подбирается учителем из различных исторических книг, при этом предпочтение отдается оригинальным работам, обладающим художественной или научной ценностью. Учитель отбирает те исторические факты, которые дают возможность наиболее полно представить данную историческую эпоху, дать объемную картину исторического времени и пространства. На уроках, как правило, нет учебников, но используются отрывки или фрагменты каких-нибудь текстов, чаще это первоисточники. Мы стремимся способствовать тому, чтобы ученик сам создавал свой взгляд на историю.

Ученики ведут тетради по каждой учебной эпохе, фиксируя в них самое существенное, что изучили и что открыли для себя. До 8-го класса тексты записываются под диктовку учителя или составляются совместно с ним и вносятся в тетради. Иллюстрации к текстам в тетрадях - это творчество самих учеников, а также рисунки, аналогичные наброскам, сделанным на доске учителем (Так, например, долгое время исторические карты мастерски прорисовываются на доске учителем и копируются учениками в тетрадь).

Многократно выполняя в тетрадях цветные зарисовки географического местоположения древних стран, учащиеся получают представления об историческом пространстве, что дополняет их работу с атласом и контурными картами и может даже заменить ее до начала старшей ступени.

В старших классах ученики записывают текст самостоятельно. Изложить текст, составить конспект понятно и сжато, включить в текст цитату, сведения из дополнительных источников - это чрезвычайно важные умения, которые понадобятся ребятам в жизни; мы начинаем формировать их уже в конце 6-го класса.

Тетради по эпохам за все года обучения в конечном итоге могут представлять собой учебник, написанный и оформленный самим учеником.

Живопись, рисование, лепка, музыка, чтение стихов и прозаических текстов, драматические постановки органически вплетены в процесс обучения. Они используются на уроках с целью более глубокого осознания и переживания исторического времени (Так, например, в 6-м классе при изучении истории Древнего Рима на уроках музыки дети разучивают старинную итальянскую песню; на уроках живописи рисуют римского воина в доспехах, стараясь сохранить историческую достоверность; на занятиях лепкой сооружают древнеримский акведук и пускают по нему воду).

Преподавание истории в 5-м классе

Особенность преподавания истории в вальдорфской школе заключается прежде всего в том, что мы используем метод симптоматического рассмотрения истории (термин Р. Штайнера). Преподавание истории строится не на последовательном изложении исторических фактов, а на рассмотрении различных исторических явлений и эпох как симптомов единого развития человечества.

Как это происходит в 5-м классе, когда изучается история Древнего мира?

Самый первый урок истории начинается с вопроса: что такое история?

Мы начинаем размышлять о том, всегда ли отношения между людьми были такими же, как сейчас у нас?

Оказывается, что нет. Изучая историю, мы можем узнать о совершенно непохожих на нас народах и жизненных условиях. На примере этих далеких культур можно осознать, что такое время в историческом смысле.

Когда родились твои родители? Какими были города их детства? Как питались тогда? В какие игрушки играли? А бабушки и дедушки? Они жили в те времена, когда конные повозки встречались чаще, чем автомобили. Перед первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света. Все это мы узнаем из рассказа о своих родственниках самих учеников. Они рисуют свое родовое дерево, узнают подробности жизни своих прадедов. Все это - история, и она касается детей непосредственно.

А умеешь ли ты варить кашу? А как ты этому научилась? Тебя научила мама. А ее кто научил? Ее мама, твоя бабушка. А кто самым первым сварил кашу? Как мы с ним связаны? Оказывается, что мы связаны со всеми, кто живет сейчас и кто жил до нас. Мы все плывем по одной реке времени. Что мы принесем в эту жизнь?

На следующем уроке учитель рассказывает об Атлантиде, используя рассказ Платона. Урок заканчивается отрытым вопросом: была ли Атлантида? Каждый ответит на него для себя сам.

Далее мы приступаем к изучению Древнего Востока и начинаем с Древней Индии, со времен ок. 8 тыс. лет до Р.Х. Лишь отблеск этой богатой культуры остался в индийской саге, повествующей о великом Ману и семи Риши. Наглядно познакомиться с древнеиндийской культурой можно, показав ее отражение в позднейших временах.

Мы читаем древнеиндийский эпос "Рамаяна" и некоторые тексты из "Вед" и "Упанишад". После знакомства с этими текстами мы могли попытаться представить себе сознание древнего индуса, для которого небеса раскрываются в бесконечном множестве образов. Это столь могучий мир, что земное существование по сравнению с ним выступает как майя, т.е. нечто кажущееся. Поэтому древнего индуса интересует не земледелие, не материальная обеспеченность жизни, а возможность пережить и постигнуть божественный мир.

Совсем другая атмосфера окружает древнеиранскую культуру - мир Заратустры. Здесь мы говорим о понимании земных задач - о выращивании зерна, скотоводстве, о строительстве домов и каналов. Превратить горную пустыню в цветущий сад, в воплощение божественной воли и божественного порядка - таково было устремление изначальной персидской культуры. Люди находятся в центре борьбы между светом и тьмой, в этой борьбе они постепенно закрепляются на земле, земледелие становится для них служением Богу.

Затем мы обращаемся к изучению культуры Междуречья: здесь впервые в истории человечества возникли города, появилась письменность, и первые законы, здесь особенно усердно занимались наблюдением за небесным сводом, именно в Вавилоне зародилась первая классификация животных.

И, наконец, культура Древнего Египта. Что же Египет дал человечеству? Сначала учитель представляет картину плодородной долины Нила. Внутри этого богатейшего растительного и животного царства - человеческие селения.

Началось строительство пирамид. Фараоном Джосером и его мудрым советником Имхотепом за короткое время было создано государство и была заложена основа египетской культуры, которая сохранялась на протяжении двух тысяч лет.

Величие успехов Египта, строгость религии Заратустры, отвлеченность мировоззрения Индии внушают чувство почтения к этим культурам.

Но, с другой стороны, дети чувствуют, что это рассказ и о них самих: в детстве они были подобны древнему индусу, когда пошли в школу, "стали" древними персами, начали осваивать науки, как древние шумеры, и трудятся постоянно, подобно древним египтянам.

Шаг за шагом дети воспринимают всю перспективу развития человеческого сознания.

Вторая эпоха истории в 5 классе, которая проходит весной, посвящена истории Древней Греции. И это совсем иное настроение. Греческий мир - это начало наших возможностей. Греческая культура живет под знаком мысли и развития. Сначала мы будем читать легенды и мифа Древней Греции, а исторический рассказ начнем с Троянской войны.

История искусств

Эпоха истории искусства в 9-м классе

В 9-м классе закончилась эпоха истории искусства. Мы рассматривали, как шло развитие скульптуры от самой древней Виллендорфской Венеры до работ скульпторов ХХ в. Вот некоторые зарисовки из тетрадей эпох и отрывки из письменных работ девятиклассников. Приведенные здесь тексты отличаются самостоятельностью мысли, чем и ценны, хотя мнение учителя не обязательно совпадает с мнением учеников.

"На этой эпохе захватывающим для меня было то, что на примере нескольких следующих друг за другом культурных эпох (Египет, Греция, Рим, Средневековье, Возрождение) можно проследить, что происходит с человечеством в разных местах, как оно изменяется, как влияют некоторые события на искусство (например, приход христианства) и как люди постепенно отходят от религии".

Из сочинений об искусстве Египта

Вопрос учителя: "Что можно понять о древних египтянах, рассматривая египетские скульптуры?"

". Архитектура Египта позволяла человеку стать как можно ближе к земле, после чего понять, на какую высоту можно подняться. Это вело человека к развитию духа. А чтобы развить свои духовные способности, людям приходилось учиться и покоряться. "

". Когда человек сидит в позе фараона, он чувствует покой, умиротворение, собранность. Обостряется слух, осязание, обоняние. Мышцы словно деревенеют. "

". Перед египтянами стояла определенная задача: сделать человечество взрослее. У египтян не было множества разных мнений (как сейчас), а была общая идея, поэтому они и могли создавать такие произведения. "

Вопрос учителя: "Как воздействует на человека греческая архитектура?"

". Стремление человека Древней Греции возвысить себя, подчеркнуть идею, что человек - самое главное существо за земле, отражено в древнегреческой архитектуре. Колонна - это прообраз человека. Она поддерживает фронтон, соединяет небо с землей, как и человек. Каждая колонка - на расстоянии от другой - ведь каждый человек индивидуален. Греки не забывали о Богах, но делали храм для людей: каждый мог подойти к алтарю, к священному месту. "

На уроках, посвященных римской скульптуре, ученики пытались почувствовать портреты римлян, задавая такие вопросы персонажам:

(Мальчику)

Почему у тебя такие печальные глаза?

Чего ты хочешь добиться в жизни?

Кто тебя окружает, какие люди?

Ты когда-нибудь был по-настоящему счастлив?

Ты бы хотел править долго?

Что ты успел сделать для народа?

Где твоя мать?

(Юноше)

Почему ты не радуешься жизни?

Что тебя тревожит?

Откуда у тебя такая старческая мудрость в лице?

Для чего ты захотел править людьми?

Надо ли было тебе править?

Ты не рад власти?

(Императору)

Как тебе быть императором? Нравиться?

Ты добился своего, что теперь будешь делать?

Зачем ты стал императором? Чтобы умереть и стать божеством?

Почему так плохо выглядите? Устали от жизни?

Любите ли Вы убивать?

Хотите умереть?

Страшно ли Вам жить?

Вопрос учителя: "Почему в I-III вв. н.э. В Риме получил развитие именно скульптурный портрет?"

". Древняя скульптура - это путь познания древнего мира и человека в нем. Уже древние римляне поняли, что человек - это не всегда красота, которая со старостью увядает, человек бывает и ужасен. Человек не должен зазнаваться. Он не ничтожество, но и не главная сила в этом мире. Человеческое тело и мысль должны все время двигаться. Движение - это сила, жизнь, а остановка - смерть. "

". Скульптурный портрет живо передает облик человека. В это время портрет получил большое развитие. Сначала римляне, как и этруски, почитая своих предков, делали их головы из воска, а затем стали почитать умерших императоров. Их головы, выполненные уже из мрамора, ставили на туловища богов. Делая все новые и новые портреты, скульпторы научились выполнять их в совершенстве, передавая даже состояние души изображаемого.

Дальнейшее развитие скульптуры с ее стремлением все более тщательно исполнять детали могло пойти только по пути натурализма, и тогда целостность облика бы исчезла. "

О римской архитектуре

". Римляне очень гордились тем, что они имели возможность каждый день мыться в банях. Бани назывались термами. Вода в бани поступала по акведукам. Начало акведука строилось в горах, потом он шел в город.

Внутри бань находились бассейны, библиотеки, большие сады и площадки для спорта.

После сражений римляне возвращались в город через триумфальные арки. Всех богов и добытые сокровища они несли в храм Пантеон. Развлечения проходили в Колизее, который был устроен так, что, заполнив его водой, можно было получить огромный бассейн. Колизей был рассчитан на 50 000 мест и состоял из трех ярусов, каждый имел свои архитектурные особенности: так на первом ярусе были дорические колонны, на втором - ионические, на третьем - коринфские. В каждой арке Колизей находилась скульптура. В грозу или зной Колизей затягивали тентом. "

Готика

Готическая скульптура

На хорах собора в Наумбурге расположена группа статуй, в которой изображены люди, на чьи пожертвования создавался собор. Среди них - маркграф Эккерхард и его жена Ута. Автору удалось передать характер каждого персонажа, хотя он никогда не видел Уты и Эккехарда - они жили задолго до создания скульптур.

Ученики ничего не знали об этой скульптурной группе, когда мы начали ее рассматривать. Мы вставали в позы этих людей и пытались почувствовать то, что чувствуют они. После этого ребятам было предложено сочинить историю об этих людях.

"Мы видим мужчину и женщину среднего возраста. Судя по некоторым атрибутам их внешнего вида (корона, ордена, меч, щит) можно думать, что они из богатого знатного рода, возможно, это король и королева.

Отношения между ними уважительные, но холодные.

Они оба смотрят на что-то одно, возможно, это казнь, совершаемая по решению короля (о трагичности события можно также судить по лицам людей, окружающих эту пару). Оба смотрят на происходящее с участием, при этом королева испытывает сильное внутреннее напряжение, а король более равнодушен и принимает все, как есть. она жен не может смириться с этим, Между ними чувствуется какой-то барьер, отторжение, какое-то противоречие.

Женщина поддерживает рукой, как младенца, свой плащ, другой рукой зажимает плащ у горла. Видно, что мысленно она поддерживает страдающего человека, переживает за него.

Мужчина же не испытывает таких чувств. Он тверд и уверен в том, что совершил, даже если пошел на жертвы: в одной руке он держит меч, другой поддерживает рукав.

Они оба одеты в длинные закрытые (наверно, траурные) одежды"

"Эти две статуи стоят в соборе Наумбурга. Между Эккехардом и Утой чувствуется какое-то напряжение. Они смотрят на какого-то конкретного человека. Ута закрывает себя от супруга правой рукой. А он как будто этого не замечает. Вероятно, между ними совсем недавно что-то произошло. Глаза Эккехарда выражают удивление и что-то похожее на страх. Может быть, он видит своего соперника? Эккехард держит наготове свой меч: он хотел вынуть его, но сдержал свой гнев. Супруга его в каком-то неизъяснимом ужасе. Кажется, что лицо ее бледно, губы померкли. Левую руку она прижимает к груди, вероятно, молясь про себя. Несмотря на трагическую судьбу, эти люди горды и величественны. "

Скульптура нового времени

"Поцелуй" Бранкузи и "Поцелуй" Родена

"Шокирующая поначалу прямоугольная форма скульптуры Бранкузи содержит в себе глубокий смысл. Если скульптура Родена, воздушная и ветреная, создает впечатление случайного, недолгого поцелуя, то этот "поцелуй кирпичей" явно иллюстрирует вечную, неразрушимую любовь. Она может быть неудобна для окружающих своими прямыми, выступающими углами, Но даже их разрушение не разорвет этот поистине вечный поцелуй".

"Поцелуй" Родена. Можно представить, что поцелуй происходит в танце. Танцующие замерли на мгновение, по случайности одарили друг друга нежным поцелуем и сейчас же, секунду передохнув, снова пустятся в движение. Нельзя точно сказать, любовь это или просто поцелуй в разгаре танца".

Послесловие к эпохе в 11-м классе

В 11-м классе закончилась эпоха истории искусства. В течение трех недель мы рассматривали развитие живописи от портретов Рембрандта до картин художников середины XIX в. Главная задача уроков - научиться видеть художественные элементы картин: цвет, свет, композицию и т.д. и на основе последовательного разбора произведений увидеть общие закономерности в изменении человеческого сознания.

На уроках было сделано множество копий и зарисовок. Вот некоторые стихи, отрывки из сочинений, размышления учеников на заданные темы, копии работ.

Размышление по поводу картины Рембрандта "Анна и слепой Товит"

В этой картине мы видим одну очень яркую световую линию. Она исходит из распахнутого окна, подчеркивается движением рук обеих человеческих фигур и завершатся небольшим костром, к которому они повернуты. Это немного странно, потому что за окном очень сильный свет, а костер почти ничего не освещает, и даже не сразу заметно, что это костер.

Мне кажется, это очень сильный образ: люди сидят у своего огонька, как будто ожидая чего-то, а распахнутое окно (самое яркое, что есть в картине) за их спинами, как прозрение.

Размышление над полотнами Рембрандта продолжается на уроке

Вопрос: Зачем Рембрандт написал так много автопортретов? Что он искал?

Ответ ученика: Существует поверье, что в глазах отражается душа человека Возможно, смотрясь в зеркало, рисуя, а потом, рассматривая себя, художник искал свою душу. Как врачи тогда препарировали тело человека в поисках души, так и Рембрандт разбирал на мазки и линии свои портреты, чтобы найти истинное Я.

Вопрос: Что меняется в живописной технике от портрета к портрету?

Ответ ученика: В ранних автопортретах художника лицо мало освещено, а фон светлый, будто автор больше интересуется окружающей жизнью, чем своим внутренним миром. Постепенно фон темнеет, а лицо становится все более прорисованным, одежда на портретах дороже, ярче богаче - Рембрандт выходит в свет, его заботит то, каким его увидят окружающие, что о нем подумают.

В поздних автопортретах фон совсем темнеет, самое важное теперь лицо, оно становится ясным. Автор осознает себя и пришедшую старость, принимает себя таким, каков он есть, и заботиться не о внешней, а о внутренней красоте.

Стихотворное впечатление от картины Рембрандта "Давид и Урия"

Здесь много красного.

Почему ты держишь руку на сердце?

Темнота давит!

Подыми голову.

***

Конец. Пути назад нет.

Не может быть!

Как же?

Не делай этого.

Творчество Винсента Ван Гога в 11-м классе

Винсент Ван Гог

Я - ярко-рыжая луна.

Я - синяя ночь.

Я - мерцающие звезды.

Я - вьющийся поток воздуха.

Я - низкие горы.

Я - сияющий свет.

Комментарий учителя: Эта работа представляет собой попытку "угадать" цвет картины Ван Гога "Жнец". Ученикам была дана черно-белая репродукция картины.

Анализ картины Ван Гога "Ночное Кафе"

Картина написана в Арле в 1888 году: Ван Гог уже зрелый художник. Это был тяжелый период: художник жил в полном одиночестве, плохо питался, много пил, настроение его было мрачно. Подобное состояние духа, видимо, нашло отражение в картине "Ночное кафе".

Это жанровая сцена. Время очень позднее, на часах четверть второго ночи. Посетители кафе почти все разошлись, со столов еще не убрано; люди только что ушли, их уже нет здесь, но характер и манера поведения их чувствуются по тому, как отставлены стулья. У бильярда пусто. Лишь за отдельными столиками фигуры засидевшиеся допоздна людей: за столиком справа - двое, они почти лежат на столе; за столиком слева - мужчина откровенно спит, за ним пара: оба не очень радостные, видимо, у них неприятный разговор. В центре зала - официант. Он здесь единственно трезвый. Количеством фигур слева и справа художник создает композиционное равновесие. Центр всей композиции - бильярдный стол. Пустой. Он похож на гроб. Возможно, это символ опустошенности.

Пространство кафе освещено равномерным светом ламп. Несмотря на то, что все происходит ночью, в кафе очень много света, здесь даже слишком светло, поэтому неуютно - свет неестественный. Он бьет в глаза, раздражает. Цвета, который использует Ван Гог, также интенсивные, ядовитые: особенно резко сочетание зеленого и красного.

Стены в кафе красного цвета - это цвет тревожный, цвет крови и опасности. Потолок и бильярдный стол зеленого цвета. Но это не такая зелень, как в пейзажах Ван Гога. Здесь зеленый цвет неестественный, положен он очень плотно, как на декоративной сказочной картине, но сказка эта как кошмарный сон. Кроме того, художник использует и другие дополнительные цвета: например, желтый и ядовито-желтый - это цвет табачного дыма и винных паров. Кажется, что в глазах двоится. Главное ощущение от картины - тревожное, как после бессонной ночи. Одиноко. И над всем этим - тиканье часов: они все время идут, так и уходит жизнь.

Еще одно задание было дано 11-класникам.

Нужно было поразмышлять о картине Ван Гога и дать ей свое название (была дана картина "Едоки картофеля" - название ее не было указано)

"Поедатели"

Здесь изображены крестьяне, проводящие все свое время на земле, на поле, живущие постоянным трудом. Лица их напоминают корни или клубни картофеля - столь же нелепы их формы - пухлые и рыхлые. Юбка одной из женщин (что слева) складками своими напоминает борозды свежевспаханных земель, козырьки фуражек мужчин похожи на клювы.

Руки каждого человека за столом тянутся к еде - это то, что всех этих людей связывает. Один из них повернулся к нам спиной. Он замыкает круг, ему ни до кого больше нет дела.

В этом помещении тесно, а низкий потолок еще больше пригибает пространство. Горит лампа (она как бы вытянута в горизонтали) и что-то на столе, чего мы не видим из-за спины человека. Эллипс лампы разделен пополам - на черное и белое.

Никто из присутствующих не встречается взглядом с другими. Каждый сам по себе. Разъединяет их усталость и погруженность каждого в самого себя.

Так, вертикальная подпорка слева от женщины (вероятно, хозяйки) отделяет ее от мужчины - работника.

Ван Гог хотел показать нам обыденность крестьянской жизни, мироощущение этих людей. В этой картине мы можем увидеть некоторую ограниченность их видения, подземельный быт, связь крестьян с землей, с вещами, едой. Простое их бытие. О чем думают они? Уж явно не о чем-то возвышенном и не о красоте природы, которая их постоянно окружает. Они не видят ничего этого, и, судя по всему, даже не слышат друг друга, у них только один интерес - еда. Существование этих людей напоминает существование растений (они, как овощи, выросли из этой земли) или животных - свиней, коров, гусей (можно увидеть даже сходство в изображении голов). Собственно, кто были крестьяне в то время? - скот, что пашет и жнет.

Размышление над картиной К. Малевича "Черный квадрат"

Почему К. Малевич назвал свой "Черный квадрат" иконой?

Поначалу это определение Малевича кажется весьма дерзким и кощунственным. Он словно бы свел весь мир к огромной черной фигуре, утверждая, что оттуда глядит мир Божественный?! Возможно, художник искал эту точку соприкосновения миров, как бы дверь между ними. Ведь в черном цвете заключены все цвета, и это значит, что человек может найти для себя в нем все, что захочет. Ведь каждый человек по-своему воспринимает мир, а, натыкаясь на что-то, казалось бы, очень простое (черный квадрат), видит в нем все в меру своей глубины. Одним словом, человек, глядя на черный квадрат, начинает смотреть внутрь себя и исследовать себя. Не это ли грань между двумя мирами? Не это ли зеркало, которое обращает человека к себе? Не это ли является его духовной сущностью, его божественностью, иконой? Ведь и с иконы образ Божий смотрит через человека.

Почему К. Малевич назвал свой "Черный квадрат" иконой?

Малевич называет свой "Квадрат" не просто иконой, а иконой своего времени. Времени хаоса, голода, смерти, когда неясно, что будет завтра. Этот квадрат абсолютно черный, глухой и гладкий, как будущее. Пока не наступит, оно будет черным, закрытым. Там, за этим квадратом или внутри него, быть может, ответы на все вопросы, а может, эти вопросы и ответы в нас самих? Стоит лишь остановиться на чуть-чуть и, не оборачиваясь, смотреть в эту зовущую и пугающую черную бездну, заключенную в холст.

Икона - это чистая вера, небо и Бог. Черная икона того времени - время, жизнь без известности - наша жизнь.

В черном оживают все образы, существующие в наших головах. Там нет ничего, поэтому есть безграничное место для того, что живет внутри каждого.

Почему К. Малевич назвал свой "Черный квадрат" иконой?

Через "Черный квадрат" Малевич пытался представить в концентрированном виде всю картину мироздания. Квадрат - символ космоса, который, с одно стороны, - предельно ясен, а с другой, - непостижим для человеческого сознания. Икона воспринимается точно также.

Биология

Сильной стороной вальдорфской педагогики является ее обращение к человеку, человековедение - основа построения всего школьного процесса как воспитательного и живого, сводящего к минимуму механическое запоминание учебной информации а, следовательно, по-настоящему образовательного.

Эта гуманистическая направленность вальдорфских школ совпадает с передовыми современными тенденциями развития российской педагогики.

Экспериментальная программа по биологии базируется на идеях, общих для преподавания естественнонаучных дисциплин как в вальдорфских, так и в традиционных российских школах (идея познаваемости мира, единства человека и природы, здорового развития как основного жизненного потенциала, свободы мысли, гуманизма).

Исходя из этого, преподавание биологии имеет следующие задачи:

Формирование личного отношения к природе, основанного на душевных переживаниях ее явлений, и, как следствие, развитие ответственности за окружающий мир.

Формирование понятий об основных процессах, наблюдаемых в природе, и

Знакомство с различными видами деятельности человека на Земле. Развитие чувства доверия к миру, определение своего места в нем.

Знакомство с многообразием мира и познание законов его развития. Формирование ответственности человека как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.

Освоение методов познания мира, формирование картины мира на основе самостоятельного мышления.

Формирование идеи о человеке на основе живых, развивающихся понятий о природе и мире.

Обучение биологии основано на использовании системы методов вальдорфской педагогики.

Изучение материала ведется от целого к частного (от организменного уровня к клеточному и молекулярному). Первоначально формируется образ целого организма, который постоянно сохраняется (частное не рассматривается вне целого). Такой метод позволяет избежать "механистического" подхода к живому организму, а также положительно влияет на развитие социальных качеств учеников:

Тому только целым дано насладиться,

Кто целое видит в малейшей частице. (И. Гете)

В основе программы биологии - антропологический принцип, важнейший для вальдорфской педагогики. Все познается в отношении к человеку и, исходя из мысли о человеке. С его рассмотрения начинается изучение биологии в 4-м классе, после чего совершается переход к образам животных, в 5-м классе - к растениям, в 6-м - к минералам. Затем, в 7-м классе, мы снова возвращаемся к образу человека, но уже на новом уровне, в соответствии с возрастными особенностями детей этого возраста. Важно, что обучение строится по концентрическому принципу (метод, издавна применяемый в вальдорфских школах). Кроме того, все учебные задачи определяются, исходя из возрастных особенностей детей, а предлагаемые знания являются ответом на внутренние вопросы, которые встают перед детьми на разных этапах их развития. Такой, сообразный возрасту, развивающий метод поддерживает мотивацию детей к обучению.

На новом витке (в 8-м и 9-м классах) наряду с анатомией снова обращаемся к биологии, двигаясь от изучения человека к рассмотрению животных. При этом широко используется сравнение с человеком.

В младшей и средней школе особое внимание уделяется образному преподаванию. Главную роль играет учитель, создающий в своих рассказах живые образы растений и животных. Большое значение имеет художественный подход к предмету в работе учителя и учеников. Так на уроках живописи, рисунка, лепки, рукоделия, труда по дереву параллельно с эпохой биологии проводятся работы, связанные с биологической тематикой. Это позволяет проявить творческий потенциал детей, максимально приблизиться к сущности изображаемого животного или растения, пробудить в детях чувство сопереживания природе и ее созданиям, заложить основы для формирования бережного отношения к Земле и ее обитателям.

В старшей школе ставится акцент на развитие самостоятельного мышления. Здесь особое значение приобретает феноменологический подход.

Ребята работают индивидуально или в группах, обсуждая результаты собственных наблюдений и формулируя на их основе самостоятельные выводы. Роль учителя заключается, а основном, в постановке задачи и организации процесса обучения.

Большое значение в изучении биологических дисциплин имеет сельскохозяйственная и социальная (в лечебно-педагогическом учреждении) практики старшеклассников. Здесь ученики школы учатся оказывать людям необходимую помощь, у ребят развиваются нравственные качества, и, что очень важно, формируются вопросы, отвечая на которые, мы и строим дальнейшее изучение предмета, например, в эмбриологии (пороки развития человека, их причины).

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ