Главная Религиоведение
Принципы оккультизма и его течения
|
|
|||||
Источники и метод формирования вероученияПеред расмотрением источников вероучения оккультистов необходимо отметить одну интересную особенность: - многие не рассматривают оккультизм и теософию в качестве религии, определяя их, как набор философских знаний, философское учение. Однако, из рассмотрения их трудов неоспоримо следует: - учение оккультистов и теософов имеет чисто религиозный характер, хотя и не сопровождается наличием элементов религиозного поклонения Возможно, отсутствие элементов религиозного поклонения и утверждения самих оккультистов о том, что теософ не придерживается никакой религии и никакой философии, так как Божественная Мудрость выше любой религии и объемлет все религии (Л.121 стр. 12), явились причиной отнесения данного течения только к области философии. Источники вероучения Важнейшие положения учения Блаватской: - существуют тайные учения, которые не могут быть переданы людям, так они не поймут учения (Л.120 т.1 стр. 43), а все основатели религий не изобетали новых религий, а передавали народу одну или несколько из многих истин, изначально переданных человечеству (Л.120 т.1 стр. 21). Свою задачу Блаватская видит в восстановлении древнейших истин, утерянных на протяжении многих тысячелетий: - ““Тайной Доктриной” ... Блаватская называет некоторую архаическую мировоззренческую доктрину человечества, являющуюся первичной по отношению ко всем последующим религиозным системам, которые являются лишь усеченными и видоизмененными ее осколками. Труд Блаватской - попытка реконструкции, в пределах возможного, этой фундаментальной, по ее мнению, истины, лежащей в корне религиозных, философских и научных исканий человечества”. (Л.121 стр. 39) Основой вероучений оккультистов являются произведения Блаватской. Важное значение имеют “Тайная Доктрина” (далее ТД) и “Разоблаченная Изида”. В настоящем курсе вероучения будут приводиться по ТД, текст которой можно условно разделить по видам материала на: комментируемый текст; комментарии Блаватской, подтверждения из писаний древнейших религий. Комментируемый текст представляет собой сакральный текст «Строфы Дзан», с которым Блаватская познакомилась в подземном монастыре на Гималаях (Л.122 стр. 175). Комментарии Блаватской Главная и основная составляющая ТД. Комментарии часто даются в совершенном отрыве от комментируемого текста, часто используемого только для обозначения темы. Нередко даже полностью отсутствует связь утверждений с комментируемым текстом. Комментарии не укладываются в рамки древних религиозных верований, выходят за рамки комментируемого текста. На основании этого можно сделать только один вывод: - учение оккультистов содержится в комментарии; аргументация подбирается не столько к комментируемому тексту, сколько к утверждениям самого комментатора; учение, содержащееся в комментарии, является откровением, полученным Блаватской. Главное учение содержится именно в комментарии и высказано Блаватской Для выяснения особенностей утверждений Блаватской и идентификации полученных ею откровений необходимо принять во внимание нижеследующее: написание книг сопровождали ясновидение и феноменальные явления (Л.123 стр. 36); основное направляющее руководство Блаватской при написании ТД заключалось в духовном водительстве со стороны братства Махатм (“Великих Душ”) (Л.121 стр. 40); Учитель собирал материал для ТД (Л.122 стр. 187); оккультисты принимают откровения от божественных, но конечных Существ, Планетарных Духов, ставших Богами для людей (Л.120 т.1 стр. 39 - 40), этих духов можно отождествить только с бесами; в 1851 году Блаватская впервые увидела Учителя во плоти и лично и никогда не отрекалась от Него и никогда даже в мыслях в нем не усомнилась, постоянно находилась под защитой Учителей, совершала работу Учителя и выполняла Его указания (Л.123 стр. 59 - 60); Блаватская была сильнейшим медиумом и через нее совершались сверхъестественные явления; в откровениях, полученных Блаватской, содержатся учения, которые не только находятся в противоречии с Библией, но с точки зрения христианства носят характер богохульства и направлены на ниспровержение Библейского Учения. Все эти положения позволяют идентифицировать источник учения, излагаемого Блаватской, как ложное откровение бесов Безусловно, не исключено, что Блаватская сама сочинила все вероучение или выработала в его виде синтеза учений религий Востока в ее собственном понимании, но в таком случае ценность труда с религиозной точки зрения равна нулю и рассматривать его бессмысленно. Необходимо отметить, что вопросы, входящие в область естественных наук в ТД освещаются с точки зрения архаичного научного мировоззрения. Интересен сам факт выдвижения естестеннонаучных теорий и диспута на эту тему. Видимо, это связано с наличием в оккультизме скрытого материализма и отсутствием на этой почве разделения явлений религиозно - духовного характера и явлений материального мира. Следует обратить внимание на особенность Библейского Откровения, касающегося мироздания и человека: - даются только основные фундаментальные положения, необходимые для формирования целостного религиозного мировоззрения, нет и речи о подмене или регламентации научного знания. Несмотря на то, что изложение производится в терминологии древнейших научных взглядов, Библейская картина мира (после перевода с языка древних представлений на современный) полностью совпадает с рядом современных научных теорий. |
<< | СОДЕРЖАНИЕ | >> |
---|