Главная Охрана труда
Пути и условия повышения эффективности ОГП
|
|
|||||
Основные требования к методике изложения лекции (рассказа) и условия их эффективности.
Индукция - способ изложения от частного к общему, от отдельных, конкретных фактов, событий, жизненных примеров к обобщающим выводам. Дедукция - способ рассуждения от общего к частному: вначале выдвигается теоретическое положение, которое предстоит усвоить, а затем в качестве аргументов к нему приводятся частные посылки, примеры и факты. Например, от общих задач реформы Вооруженных Сил к конкретным проблемам воинского коллектива. Концентрический способ предполагает изложение вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В ходе изложения руководитель группы все время возвращается к ней, постепенно углубляет и развивает выдвигаемые положения. Способ аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллели проводятся с тем, что хорошо известно обучаемым. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Ступенчатый способ - рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда руководитель переходит от низших ступеней к высшим. Рассмотрев какую-либо проблему, руководитель группы уже не возвращается к ней. Хронологический способ наиболее удобен в лекциях по исторической тематике. Он предполагает описание и анализ места, времени и участников событий, их влияние на ход истории и современность.
Неожиданность - использовать в речи неожиданную и неизвестную ранее слушателям информацию, вопрос, а также формулировку с оживляющим эффектом. “Провокация” - на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, использовать этот период для подготовки слушателей к правильным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции. Гипербола - не бояться прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории. Позже, однако, необходимо уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме. Прогнозирование - основываясь на реальных фактах, делать прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования и пожелания. Сопоставление всех “за” и “против” - в качестве обзора ознакомить слушателей со всеми аргументами “за” и “против” какого-либо мнения, концепции. После сопоставления всех аргументов “найти” и аргументировано показать правильное решение проблемы. Интрига - назвать вопрос, подчеркнув его важность в решении проблемы, но уйти от немедленного ответа на него, а затем вернуться к недосказанному; неожиданное прерывание начатой мысли и, после разговора о другом, возвращение к недоговоренному ранее; преднамеренный намек на то, о чем предстоит говорить впоследствии; психологическая пауза. Апелляция к авторитету - для подтверждения правильности собственных мыслей сослаться на научный, исторический авторитет, авторитет “опыта” (работы, жизненный, военный), а также на собственный, личный опыт. Сопереживание - увлеченно описывать события, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать. Внесение элемента неформальности - учитывая тему выступления, рассказать аудитории о собственных заблуждениях, сомнениях, ошибках. Показать, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к проблеме. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей, изменить их мнение в вашу пользу. Драматизация - наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображать обогащающие тему события, заставляя слушателей отождествлять себя с действующими лицами рассказа и их жизненной позицией. Прямое включение - если слушатели знакомы с данной темой, имеют необходимый запас предварительных знаний, отказаться от растянутого вступления и различных отступлений. Сразу начинать с самого главного, что позволит выиграть время для изложения сути проблемы. Юмор - не делать изложение материала сухим, “разбавить” его шуткой, забавной историей по теме выступления. Прямое требование внимания от аудитории. Прерывание речи, пауза. 8.Уверенное, свободное поведение руководителя за трибуной (в аудитории), обеспечивающее ему доверие и хороший психологический контакт со слушателями. При этом следует избегать:
9. Использование классной доски, наглядных материалов. Целесообразно записывать и представлять: - название темы лекции (рассказа) и вопросы. - рекомендуемую литературу (автор, название источника, страница и др.);
Руководящими документами, определяющими контроль и оценку состояния общественно-государственной подготовки военнослужащих, являются приказы Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 170 организационно-методические указания ГУВР ВС РФ. В полку (на корабле) командиры (начальники) всех степеней регулярно изучают вопросы планирования, организации и состояния ОГП в подчиненных подразделениях, осуществляют контроль за качеством содержания, организации и проведения занятий по общественно-государственной подготовке, подводят итоги ОГП и ставят задачи по повышению ее эффективности. Результаты анализа состояния ОГП, ее влияния на решение учебно-воспитательных задач отражаются в приказах командира полка. Войсковой опыт свидетельствует о целесообразности издания в полку в течение периода обучения 2 - 3 приказов командира полка (корабля) с анализом состояния ОГП. |
<< | СОДЕРЖАНИЕ | >> |
---|