Полная версия

Главная arrow Охрана труда arrow Пути и условия повышения эффективности ОГП

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Основные требования к методике изложения лекции (рассказа) и условия их эффективности.

  • 1. Глубокое знание руководителем группы теоретического и фактического материала лекции (рассказа).
  • 2. Логичность речи:
    • - структурность изложения, четкое деление материала лекции (рассказа) на части, разделы, смысловые блоки, каждому из которых соответствует тезис со своей аргументацией;
    • - строгая иерархия тезисов, соблюдение последовательности изложения, чтобы одно положение “вытекало” из другого;
    • - наличие причинно-следственной или хронологической связи между смысловыми блоками лекции (рассказа), соединение их в единую систему;
    • - обозначение границы блока короткими (не более 4 - 5 слов) предложениями-фиксаторами (выводами);
    • - “сквозное” прослеживание в системе тезисов и аргументов основной темы- идеи лекции (рассказа);
    • - объективность и обоснованность выдвигаемых положений, отсутствие утверждений, не подкрепленных проверенными фактами и логическими рассуждениями;
    • - богатство и качество аргументации.
  • 3. Уверенное владение основными способами изложения материала:

Индукция - способ изложения от частного к общему, от отдельных, конкретных фактов, событий, жизненных примеров к обобщающим выводам.

Дедукция - способ рассуждения от общего к частному: вначале выдвигается теоретическое положение, которое предстоит усвоить, а затем в качестве аргументов к нему приводятся частные посылки, примеры и факты. Например, от общих задач реформы Вооруженных Сил к конкретным проблемам воинского коллектива.

Концентрический способ предполагает изложение вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В ходе изложения руководитель группы все время возвращается к ней, постепенно углубляет и развивает выдвигаемые положения.

Способ аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллели проводятся с тем, что хорошо известно обучаемым. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Ступенчатый способ - рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда руководитель переходит от низших ступеней к высшим. Рассмотрев какую-либо проблему, руководитель группы уже не возвращается к ней.

Хронологический способ наиболее удобен в лекциях по исторической тематике. Он предполагает описание и анализ места, времени и участников событий, их влияние на ход истории и современность.

  • 3. Простота, ясность:
    • -пользоваться четкими, легко запоминающимися формулировками;
    • - не увлекаться научной терминологией в неподготовленной аудитории, разъяснять слушателям необходимые специальные термины.
  • 4. Краткость изложения:
    • - формулировать мысль сжато, не употреблять слов, не несущих смысловую нагрузку;
    • - цитаты использовать оптимально (в качестве научных определений, для подтверждения выдвинутого положения, иллюстрации идей какого-либо теоретика);
    • - не перегружать лекцию фактическим материалом. Факты должны быть проверенными и помогать раскрытию темы. Цифры давать в сравнении.
  • 5. Культура речи:
    • - не засорять речь “словами-паразитами” (вот, значит, ну, так сказать и т.д.), они раздражают и отвлекают внимание;
    • - соблюдать нормы литературного языка, правильно делать ударение в словах;
    • - не употреблять без надобности иностранные слова, когда есть хорошие эквиваленты на русском языке;
    • - грамматически правильно строить предложения. Длинные фразы воспринимаются с трудом;
    • - избегать канцеляризмов, например, “согласно вышеизложенному”, “в связи с рассмотренной проблемой” и т.д.;
    • - не употреблять без нужды и меры одни и те же слова и словосочетания. Слушатели быстро привыкают к ним, теряется образность выражений;
    • - обогащать речь крылатыми словами, пословицами, поговорками, образными сравнениями.
  • 6. Эмоциональность выступления:
    • - использовать эффект “психического заражения”, увлекать слушателей своими чувствами, эмоциями при изложении учебного материала;
    • - умело применять мимику и жесты, дополняя ими чувства и мысли.
    • - выбирать соответствующую содержанию материала интонацию, темп и паузы в речи, тон голоса:
      • а) темп изложения должен позволять слушателям осмысливать важнейшие положения, делать необходимые записи в тетрадях. Нормальный темп: 50 - 60 слов в минуту, когда излагаются формулировки, требующие дословной записи; 80 - 100 - основной материал темы, требующий смыслового конспектирования; 120- 140 - когда излагаются примеры для иллюстрации.
      • б) голосом, паузами, замедлением темпа речи выделяются наиболее важные положения, определения, выводы, переход от одной мысли к другой. Отсутствие паузы может привести к искажению смысла фразы. Паузы бывают логическими, синтаксическими, ситуативными и т.д.
      • в) слишком высокий и тихий тон вызывают усталость, монотонность усыпляет. Сила голоса соизмеряется с количеством слушателей.
  • 7. Применение методических приемов для поддержания внимания и активизации мыслительной деятельности слушателей:

Неожиданность - использовать в речи неожиданную и неизвестную ранее слушателям информацию, вопрос, а также формулировку с оживляющим эффектом.

“Провокация” - на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, использовать этот период для подготовки слушателей к правильным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.

Гипербола - не бояться прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории. Позже, однако, необходимо уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

Прогнозирование - основываясь на реальных фактах, делать прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования и пожелания.

Сопоставление всех “за” и “против” - в качестве обзора ознакомить слушателей со всеми аргументами “за” и “против” какого-либо мнения, концепции. После сопоставления всех аргументов “найти” и аргументировано показать правильное решение проблемы.

Интрига - назвать вопрос, подчеркнув его важность в решении проблемы, но уйти от немедленного ответа на него, а затем вернуться к недосказанному; неожиданное прерывание начатой мысли и, после разговора о другом, возвращение к недоговоренному ранее; преднамеренный намек на то, о чем предстоит говорить впоследствии; психологическая пауза.

Апелляция к авторитету - для подтверждения правильности собственных мыслей сослаться на научный, исторический авторитет, авторитет “опыта” (работы, жизненный, военный), а также на собственный, личный опыт.

Сопереживание - увлеченно описывать события, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать.

Внесение элемента неформальности - учитывая тему выступления, рассказать аудитории о собственных заблуждениях, сомнениях, ошибках. Показать, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к проблеме. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей, изменить их мнение в вашу пользу.

Драматизация - наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображать обогащающие тему события, заставляя слушателей отождествлять себя с действующими лицами рассказа и их жизненной позицией.

Прямое включение - если слушатели знакомы с данной темой, имеют необходимый запас предварительных знаний, отказаться от растянутого вступления и различных отступлений. Сразу начинать с самого главного, что позволит выиграть время для изложения сути проблемы.

Юмор - не делать изложение материала сухим, “разбавить” его шуткой, забавной историей по теме выступления.

Прямое требование внимания от аудитории.

Прерывание речи, пауза.

8.Уверенное, свободное поведение руководителя за трибуной (в аудитории), обеспечивающее ему доверие и хороший психологический контакт со слушателями.

При этом следует избегать:

  • -жестов и движений, отвлекающих слушателей (частое оглядывание на часы, перебрасывание листов лекции, приглаживание волос и др.);
  • - непрерывного чтения с листа учебного материала;
  • - рассеянного, не направленного на аудиторию, взгляда и т.д.

9. Использование классной доски, наглядных материалов. Целесообразно записывать и представлять:

- название темы лекции (рассказа) и вопросы.

- рекомендуемую литературу (автор, название источника, страница и др.);

  • - имена и фамилии исторических, политических и военных деятелей, ученых, писателей, неизвестных ранее большинству слушателей и др.;
  • - новые и трудные для восприятия понятия;
  • - схемы, таблицы и т.д.;
  • 10. Стимулирование слушателей к постановке вопросов по содержанию темы прослушанной лекции (рассказа), для чего по ходу занятий делаются необходимые паузы, а в конце занятия отводится 3 - 5 минут.

Руководящими документами, определяющими контроль и оценку состояния общественно-государственной подготовки военнослужащих, являются приказы Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 170 организационно-методические указания ГУВР ВС РФ.

В полку (на корабле) командиры (начальники) всех степеней регулярно изучают вопросы планирования, организации и состояния ОГП в подчиненных подразделениях, осуществляют контроль за качеством содержания, организации и проведения занятий по общественно-государственной подготовке, подводят итоги ОГП и ставят задачи по повышению ее эффективности.

Результаты анализа состояния ОГП, ее влияния на решение учебно-воспитательных задач отражаются в приказах командира полка. Войсковой опыт свидетельствует о целесообразности издания в полку в течение периода обучения 2 - 3 приказов командира полка (корабля) с анализом состояния ОГП.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>