Полная версия

Главная arrow Литература arrow Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц


Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Цель: отработка навыка написания имен собственных.

Задачи:

Образовательные:

  • - познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания;
  • - закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
  • - отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • - развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
  • - пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.

Воспитательные:

- прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование:

  • - таблица на изучаемое правило;
  • - карточки для индивидуальной работы;
  • - иллюстрация к сказке «Три медведя»;
  • - сигнальные карточки;
  • - записи на доске;
  • - учебники.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Проверка готовности к уроку.

Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

  • 2) Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала:
    • а) Пальчиковая гимнастика и минутка чистописания. Написание заглавной и маленькой буквы М или бордюра с использованием элементов этой буквы;
    • б) Словарная работа.

Загадка:

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

На доску вывешивается иллюстрация и словарное слово медведь. В слове ставиться ударение, безударная гласная подчеркивается. Дети записывают это слово в тетради. Делают звукобуквенный анализ слова.

  • - Ребята, а вы знаете, что слово медведь означает «едящий мед, медоед».
  • - Ребята, если он медведь, то она - … Запишем слово «медведица», поставим ударение, безударную гласную подчеркнем. А их детеныша как будут звать? Запишем это слово.
  • - Посмотрите на иллюстрацию, какой здесь нарисован медведь?

Составление и запись словосочетания со словом медведь (большой, огромный, лохматый, голодный, бурый, могучий, косолапый).

  • - Ребята, давайте придумаем нашему медведю кличку (Топтыгин).
  • - А как вы думаете, почему медведю можно дать такую кличку?

Составление и запись предложения с любым из словосочетаний.

  • в) Физминутка.
  • г) Развитие связной устной речи.
  • - Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи?

Дети вспоминают сказку «Машенька и три медведя», коротко рассказывают ее совместно с учителем. Возможно использование кукольного театра, серии сюжетных картинок, деревянных или резиновых игрушек. Идет работа над связным высказыванием, интонированием. Возможны также элементы драматизации.

  • д) Работа в тетрадях.
  • - Запишем, как звали девочку. С какой буквы нужно написать это слово? Почему? Девочку звали Маша, а как можно назвать ее ласково? Запишем и это слово. С какой буквы, почему?
  • - Запишем, как звали маму-медведицу, как звали папу-медведя, как звали маленького медвежонка.
  • 3) Закрепление материала:
    • а) Физминутка;
    • б) Дидактическая игра.
    • - Мы с вами вспомнили, что имена людей и клички животных пишут всегда с большой буквы. А какие еще слова всегда нужно писать с большой буквы? Посмотрите на доску и прочитайте правило (или в учебнике).
    • - Я уверена, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание.
    • - Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы поднимаете карточку, на которой нарисована большая стрелка (карточки на столах детей).
    • - Если слово пишется с маленькой буквы, то карточку с маленькой стрелочкой.

Учитель называет слова: собака, Жучка, Москва, город, деревня, Комарово, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Тверская.

  • в) Выполнение заданий по индивидуальным карточкам с разным уровнем сложности. Задания типа:
    • - вписать в заданное предложение подходящее по смыслу слово с большой буквы; лингвопедагогический словосочетание языкознание
    • - дополнить предложение словосочетанием, одно из слов которого нужно написать с большой буквы;
    • - продолжить цепочку имен, кличек или городов;
    • - вставить первую пропущенную букву и дать обобщающее понятие группе слов.
    • 4) Подведение итогов урока:
      • а) Вопросы учителя:
      • - Какое задание на уроке вам больше всего понравилось, показалось наиболее интересным? Почему?
      • - С какой буквы нужно писать имена людей?
      • - Какие еще слова мы пишем с большой буквы? Приведите примеры.
    • б) Выставление оценок с комментарием;
    • в) Объяснение и запись домашнего задания.