Полная версия

Главная arrow Философия arrow Античная философия. Основные идеи философии марксизма

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Философские воззрения Н.Ф.Федорова.

Вечные вопросы о месте и назначении человека в мире, о смерти и бессмертии, о взаимоотношении человека и природы, о путях развития человеческой цивилизации всегда занимали умы людей. Но в настоящее время, в свете научно-технического прогресса, они проявляются как актуальные проблемы человечества. Эти вопросы и пытается решить философия глобальных проблем современности, намечающая пути их разрешения.

Предтечей философии глобальных проблем можно считать возникшую во второй половине XIX века в России философию космизма, ставившую глобальные вопросы о месте и роли человека в космосе. Основой этой философии является идея связи человека и космоса, человека и природы во всем ее многообразии и совокупности живого, не живого, веществ и явлений природы. В русском космизме обычно выделяются три течения: естественнонаучное, поэтически-художественное и изначальное, религиозно-философское направление, связанное, прежде всего, с именем Николая Федоровича Федорова .

Анализ трудов русского мыслителя и научной литературы о нем позволяют заключить, что источниками его философских воззрений можно считать книжно-культурную традицию, а так же эпохальные философские учения. Прежде всего, патристика, представители европейской философии Нового времени, классической немецкой философии.

В то же время нужно отметить изначальную религиозность философа, оказавшую огромное влияние на формирование его мировоззрения и естественно-научные достижения второй половины XIX в., вселившие в современников уверенность в безграничных возможностях человека.

Философская картина мира Н.Ф. Федорова отличается двойственностью и противоречивостью. Тем не менее, целостность учению придает заимствованная из метафизики идея прогресса. Ее суть заключается в том, что и нынешняя и будущая, направляемая человеком эволюция природности и социальности изначально предопределена Богом. В тоже время реализация "направленной эволюции" зависит от естественнонаучных достижений и возможностей человеческого разума, умения и воли. Именно научно-технический, культурный, экономический потенциал, а не Бог является единственной опорой человечества.

При формировании картины мира, философ создал категориальный аппарат. Его система слов-категорий является противоречивой методологической системой, позволяющей автору раскрывать учение, представляющее собой сочетание религиозной доктрины с естественнонаучной аргументацией. Анализ Федоровской картины мира позволяет говорить о том, что религия является лишь ее внешней формой, а само ее содержание определяют естественнонаучные достижения.

Следовательно, научное содержание и религиозная форма вступают в противоречие. Научное содержание имеет тенденцию к прорыву внешней формы.

Христианско-православная форма проекта в конкретном раскрытии программы отходит на второй план и присутствует в учении (например, в качестве категорий и терминов) лишь как дань, как требование моральной чистоты "общего дела".

В философской картине мира Н.Ф. Федорова бытие представляет как серия противоречий, важнейшими из которых являются противоречия между человеком и природой, человеком и Богом и противоречия в человеческом обществе.

Само учение представляет собой программу преодоления противоречий и гармонизации бытия.

Итак, концепция "общего дела" Н.Ф. Федорова (если допустить принципиальную осуществимость его проекта) приведет не просто к устранению из бытия "неродственности", то есть противоречий, но устранит самих носителей противоречий. Ибо радикальное изменение человека, который сможет жить во всех средах природы и управлять ими, приведет к тому, что человечество займет место законам. И Бог как объект веры и субъект мира.

Как вы понимаете следующее суждение:

«Философия не основывается только на фактах науки, хотя и включает в себя в качестве одного из важных аспектов, осмысление научных достижений. Если бы философия основывалась только как наука на примерах природоведческого научного метода, то она вообще не была философией. Она выступает как рефлексия над основами всей культуры, стремится выявить фундаментальные для каждого исторического типа культуры мировоззренческие ориентации, которые определяют понимание и переживание человеком мира и самого себя как части мира.»

Философия передает не знания, поскольку не является совокупностью знаний, подобно науке. В философии, конечно, же есть определенный набор понятий и категорий, которые нужно знать, но эти знания ничего не изменяют в человеке, он не становится от них мудрее, добрее, опытнее. Есть вещи или положения, которые предполагают неэффективность, а порой и невозможность знания. Это случаи, когда знания ничего не дают, не спасают - ведь на все жизненные ситуации знаний и рецептов не напасешься.

Философия передает или пытается передать, «навеять» понимание. Человек не может сказать, что что-то знает, если знает только умом. Он должен почувствовать это всем своим существом и тогда поймет. Только понимание изменяет человека.

Но прийти к новому пониманию очень сложно, гораздо проще получить знание о чем-либо, что-либо прочитать или выучить. Понять- значит найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира, значит найти свою уникальную позицию.

Философия- это попытка разбудить человека, в прямом смысле слова, ибо большинство людей спит, погруженное в свои повседневные дела, не подозревая о другой жизни, другого режима бытия, когда человек действительно живет, а не прозябает в повседневной рутине.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека вмире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии- таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные разделы философии, таково ее предметное самоопределение.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>