Формула референдума
Виды:
|
Обращенный к голосующим вопрос.
|
Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.
Ответ должен быть "да" или "нет".
|
Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса).
|
Может быть предложено:
отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;
ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование);
положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование).
Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:
предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;
предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;
какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.
Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос.
|
Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.
|
Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.
В Австрии - единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.
|
Определение результатов референдума
Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования.
|
Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум).
Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос.
Испанский закон никакого порога не устанавливает.
|
Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
|
Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение принимается простым большинством".
По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа.
|
Исключения.
|
В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.
В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки - абсолютное большинство в большинстве кантонов.
В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.
|
Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа?
|
Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.
|
Правовые последствия референдума
Практически речь идет:
|
О юридической силе акта, принятого путем референдума.
|
Если речь идет о Конституции, проблем нет - она обладает высшей юридической силой;
Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.
|
О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.
|
По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.
Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.
|
|