Полная версия

Главная arrow Менеджмент arrow Администрирование корпоративной социальной ответственности: вопросы методологии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Анализ развития социальной ответственности бизнеса в РК.

В основных приоритетах продвижения РК в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств в качестве важнейшего направления были определены сфера социальной ответственности и социальные функции бизнеса. Дальнейшее развитие экономики РК неразрывно связано с повышением социальной ответственности бизнеса [10].

Границы и сфера социальной ответственности бизнеса значительно расширяются. Сегодня социальная ответственность бизнеса не ограничивается только благотворительной помощью, а включает в себя широкий круг вопросов соответствия ведения бизнеса правовым нормам, соблюдения деловой и профессиональной этики, требований экологии, обязательств перед работниками, потребителями и населением и другие вопросы.

Важнейшими направлениями формирования социально ответственного поведения казахстанского предпринимательства являются [11]:

  • · формирование цивилизованных социально-трудовых отношений, внедрение международных стандартов трудовых отношений;
  • · переход на международные стандарты менеджмента качества (СМК), в том числе стандарты экологической безопасности, и на этой основе - производство качественной продукции, товаров и услуг;
  • · создание безопасных условий труда на основе внедрения современных технологий, защиты окружающей среды, сертификации по международному стандарту в области профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001, по международному стандарту в области экологии ISO 14001-96;
  • · социальные инвестиции;
  • · благотворительная деятельность.

На республиканском форуме по вопросам социальной ответственности бизнеса, который состоялся 24 января 2008 года в г. Жезказгане, социально-ориентированными бизнес-структурами было подписано Соглашение по продвижению принципов Глобального договора ООН в сфере социальнотрудовых отношений. Впервые в Генеральное соглашение между Правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей на 2007-2008 годы был включен раздел, направленный на внедрение десяти принципов Глобального договора ООН по корпоративной социальной ответственности бизнеса [12].

Отечественные компании в качестве важнейшего направления формирования социально ответственного поведения определяют создание безопасных условий труда на основе внедрения современных технологий, защиты окружающей среды. Предприятия крупного бизнеса проходят сертификацию по международному стандарту в области профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001 и одновременно по международному стандарту в области экологии ISO 14001-96. Примерами являются и компании АО «Казахмыс», ТОО «Тенгизшевройл», АО «УК ТМК» и многие другие.

Между бизнес-структурами и представителями государственной власти практикуется заключение меморандума о взаимном сотрудничестве. Так, на основе меморандума, заключенного между корпорацией «Казахмыс» и руководством Карагандинской области, на решение социальных проблем в регионе корпорация «Казахмыс» в 2010 г. выделила 4,2 млрд. тенге. Эти средства пошли на ремонт и строительство объектов социального назначения: больниц, спортивных сооружений, объектов культуры.

Заключение меморандума с бизнес-структурами по их участию в социальном развитии регионов и реализации социальных проектов имеет место по всем регионам республики.

По всем регионам республики можно отметить, что отечественным бизнесом постоянно ведется благотворительная помощь малообеспеченным слоям населения.

Вместе с тем проведенный swot-анализ состояния социальной ответственности казахстанского бизнеса показывает, что на данном этапе идет слабое развитие данного процесса, и такие позитивные возможности как развитость предпринимательской среды еще не гарантируют отсутствие высокого уровня монополизации экономики [11]. Это ослабляет конкуренцию, сдерживает развитие малого бизнеса, не создает условий для перерастания его в средний и крупный бизнес, не способствует формированию социально ответственного поведения. Формирование социально ответственного поведения находится еще на начальном этапе: нет единого подхода к определению социальной ответственности в самой бизнес-среде, нет осознания ее как неотъемлемого элемента воспроизводственного процесса, как новой философии управления, когда главным капиталом являются не природные ресурсы, а человеческий потенциал и доверие к компании (бренду) как системной стратегии успешного развития бизнес-деятельности в перспективе. Еще слабо отечественный бизнес ориентирован на международные стандарты и рекомендации по ведению КСО и устойчивому развитию. Соответственно с учетом этих обстоятельств наши компании в этой сфере неконкурентоспособны на международном уровне.

Имеют место и существенные угрозы формированию социально ответственного поведения отечественного бизнеса. Серьезная проблема - определенное недоверие органам государственной власти.

Во-первых, бытует мнение, что государство в лице чиновников перекладывает решение социальных проблем на плечи бизнеса, не справляется со своей социальной ответственностью.

Во-вторых, что более существенно, доминирование политической элиты в отношениях с бизнесом. Это создает условия для различных конфронтаций между бизнес-элитой и номенклатурными группами давления и абсолютно не способствует формированию социально-ответственного поведения ни предпринимательских структур, ни самого государства. Данное обстоятельство имеет отношение и к непрозрачности доходов бизнес-структур. Предприниматели сами говорят о том, что обналичивание истинных доходов без «крыши» чревато вниманием со стороны различных структур. Обязательно будут просьбы по спонсорству со стороны властных структур, причем такого рода, что отказать будет невозможно и еще неизвестно, куда на самом деле пойдут выделенные средства. Такого рода отношения способствуют развитию теневой экономики, рейдерским захватам бизнеса, коррупционным процессам, невозможности в легальном бизнесе вырасти из малого в средний, а тем более в крупный. Все это разрушает условия формирования социально ответственного поведения отечественного предпринимательства.

Обобщая проблемы и результаты swot-анализа, по социальной ответственности отечественного бизнеса, представляем перспективы развития казахстанской модели социальной ответственности предпринимательства в следующих направлениях [11]:

  • 1. Необходима разработка и утверждение концепции социальной ответственности бизнеса в Казахстане и юридическое закрепление ее статуса. Решение правовых проблем социализации бизнеса будет способствовать созданию механизма регулирования социально-ответственного поведения. Наряду с правами и обязанностями по социальной ответственности бизнеса необходима разработка механизма стимулирования социально ответственного поведения, со стороны государства и общества, связанные с налоговыми льготами, программами, поощряющими добросовестное выполнение своих обязательств, льготами по лицензированию, общественным признанием.
  • 2. Для регулирования социальной ответственности бизнеса, его качественной оценки необходимо обращение к мировому опыту социализации бизнеса, к выработанным международным стандартам по устойчивому развитию и внедрению корпоративной социальной ответственности.
  • 3. В целях сопоставимости, соответствия и конкурентоспособности социально-ответственного поведения отечественного бизнеса с международными стандартами корпоративной социальной ответственности необходима подготовка специалистов по разработке корпоративных планов «устойчивого развития» и корпоративных отчетов о социальной ответственности. Необходимо финансирование бизнес-сообществом обучения такого рода специалистов, а также специальных PR-мероприятий: проведение переговоров и обмен опытом на общемировом, европейском и национальном уровнях, презентации компаний за рубежом. Необходима разработка стандарта данного рода специальности и внедрение ее в систему подготовки в высших учебных заведениях.
  • 4. Для формирования социально ответственного поведения предпринимательства в самой республике необходимо создание таких экономических условий для развития бизнеса, которые давали бы ему возможность естественным образом перерастать из малого в средний, из среднего в крупный.
  • 5. Как показывает практика, имеет место административное давление на бизнес, вмешательство чиновников в деятельность предпринимательства, принуждение к социально-ответственному поведению. Поэтому необходимо устранение административного давления, усиление борьбы с коррупцией, рейдерством, что будет способствовать развитию социальной ответственности бизнеса, открытости, прозрачности компаний.
  • 6. Развитие институтов гражданского общества, гражданская позиция и ответственность членов общества будет обусловливать формирование и развитие социально-ответственного поведения бизнеса.
  • 7. Создание механизма стимулирования государством социально-ориентированного бизнеса, публичное признание социально-ответственного поведения предпринимательства.

Важной проблемой формирования и развития социально-ответственного поведения предпринимательства является выявление социальной эффективности социальных преобразований на предприятии, в компании, определение взаимосвязи социальной защищенности работников и результативности их труда.

Как показывает обзор исследований КСО в Казахстане 2008-2013 годов, сделанные выводы весьма актуальны. В частности, для Национальной концепции по КСО фонд Евразия Центральной Азии ФЕЦА в 2013 г. начал разработку единого подхода к продвижению концепции по КСО в РК [13].

На площадке G-Global исследователи отмечают, что в целом в РК определены основные направления КСО:

  • · политика организаций в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и безопасности труда;
  • · спонсорство и благотворительность;
  • · социальное партнерство;
  • · поддержка спорта;
  • · образовательные программы [14].

На круглом столе «КСО в Казахстане: ситуация, проблемы и перспективы развития», проведенном в Астане в июле 2013 г. при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Казахстане, отмечалось следующее [15]:

Директор проекта ОФ «Центр исследований САНДЖ» Н. Байтугелова отметила: с понятием КСО знакомы 63% опрошенных компаний; 83% компаний в понятие КСО включают, прежде всего, внедрение социальных пакетов/программ и улучшение условий труда на предприятии; 59% с КСО связывают благотворительную помощь обществу; 52% отмечают участие в программах развития регионов. В числе основных препятствий при осуществлении программ/мероприятий по социальной ответственности компании называют отсутствие стимулов со стороны государства (34%), нехватку финансовых ресурсов у компании (32%), отсутствие прозрачности и подотчетности местных органов власти по использованию социальных инвестиций (30%).

Результаты опроса 2008 и 2013 гг. показали, что бизнес по-прежнему считает, что будущее КСО в казахстанском опыте - за сильной ролью государства. Крупный бизнес в своем большинстве желает быть активным проводником и реализатором КСО инициатив. Роль гражданского сектора видится как связующее звено между властью и бизнесом.

Посол Королевства Нидерландов в РК Питер ван Леувен отметил, вопросам КСО в Казахстане в сравнении с 2008 г. стало уделяться больше внимания, что говорит о ее необходимости. Поскольку Казахстан развивается как промышленная страна, вопрос о развитии КСО стоит крайне остро. Однако, по сравнению с 2008 г. снизились этические стандарты поведения компаний со своими конкурентами, снизились стандарты отношений компаний со своими потребителями. В условиях промышленного роста КСО призвана регулировать этическое поведение, этические стороны ведения бизнеса [10]. Как говорится, не в бровь, а в глаз.

Неделя корпоративной социальной ответственности 14-19 октября 2013 г. проводилась в Алматы под эгидой ООН в РК, партии «Нур-Отан», национальной экономической палаты «Атамекен» [16], что показывает, сколь велико внимание в РК к вопросам социальной ответственности. Но, к сожалению, проблем не становится меньше.

Все вместе сказанное говорит об актуальности исследования проблемы развития КСО в РК, растущем внимании к проблеме как со стороны государства, так и бизнеса, гражданского общества. Однако глубина проблемы так велика, что требует дальнейшего исследования на разных уровнях. Думается, что надежной основой развития КСО в Казахстане может стать только глубокая методологическая проработка исследуемой проблемы с учетом местных условий и уровня развития бизнеса, более четкого разграничения ответственности за социальное развитие общества между государством и бизнесом. Это особенно важно для Казахстана, поскольку более 80% активов находится в частном секторе, а 25% из них - в собственности иностранных инвесторов. Эти показатели по существу характеризуют сложившееся распределение власти между указанными секторами в государстве. Поэтому все указанные сектора экономики РК и должны нести соответствующее бремя социальной ответственности.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>