Полная версия

Главная arrow Менеджмент arrow Администрирование корпоративной социальной ответственности: вопросы методологии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Введение

В мире выработаны общие представления о принципах, ценностях и стандартах делового поведения бизнеса, нашедшие отражение в современных системах КУ. Мировой финансовый кризис предъявил новые требования к инвесторам и другим участникам рынка, к оценке эффективности управления компаниями. Во время кризиса список компаний, пострадавших от неэффективного КУ, пополнился мировыми брендами некогда казавшимися непоколебимыми. Концепции устойчивого развития, КСО, справедливости, деловой этики, борьбы с коррупцией - важные составляющие КУ, которые во многом и определяют конкурентные преимущества и финансовый успех компаний на рынке в современных условиях. Перечисленное выше относится к организационным (аллакационным) инновациям в сфере управления. Высокий уровень КСО, этических норм и делового поведения, не свойственные бизнесу еще поколение назад, в современных условиях декларируются как необходимые принципы КУ и рекомендуются наилучшей практикой. Не секрет, что корпоративные скандалы стали привычным элементом деловой среды, что усиливает необходимость систематизации процедур КУ в разных странах. Дисгармония в общественных и экономических отношениях стала причинами современного мирового системного кризиса.

Важным фактом современного бизнеса является его растущая мощь. По данным Всемирного банка в 1990 г. в 100 крупнейших экономик мира входило 10 транснациональных корпораций. В 2009 г. их было уже 50, а в 2010 г. - 52 корпорации. В 2013 г., по данным Fortune и Всемирного банка, в рейтинг 100 крупнейших экономик мира (страны и корпорации) попали 59 стран и 41 корпорация. Из 12 первых корпораций 9 - энергетические, что характеризует подъем энергетических корпораций. Следует также подчеркнуть, что в этом списке отсутствуют ведущие мировые банки.

Оценивая могущество и силу бизнеса, мировое сообщество уже с середины XX в. начинает осознавать, что бизнес, являясь частью сообщества, несет ответственность за то, что происходит в обществе. Прежде всего, корпорации должны нести ответственность за негативные воздействия, оказываемые ими на экономику, экологию и социальные вопросы в регионе их деятельности. Так появляется концепция КСО, под которой понимается ответственность компании перед всеми людьми и организациями, которые оказываются под влиянием ее деятельности, перед обществом в целом.

В 50-60-х годах XX в. концепция КСО рассматривается корпорациями США и Канады в рамках КУ и распространяется в основном на вопросы социального обеспечения собственного персонала, корпоративной филантропии, оказания помощи местным органам власти на профессиональной и спонсорской основе [1]. В дальнейшем концепция КСО перерастает в убеждение, что корпорации несут более широкую ответственность перед основными группами заинтересованных лиц: сотрудниками, населением, потребителями и поставщиками, обществом и государством, нежели это определено законом [2]. Под КСО стали понимать добровольный вклад бизнеса в социальное, экономическое и экологически устойчивое развитие путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного. В 1999 г. принципы ОЭСР закрепили, что «структура корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц (стейкхолдеров) и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий». Под стейкхолдерами понимаются любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые компанией решения или оказывающиеся под влиянием этих решений. В принципах ОЭСР отмечается: «Структура корпоративного управления должна исходить из того, что признание интересов заинтересованных лиц и их вклад в долгосрочный успех корпорации отвечает собственным интересам корпорации».

Рассматривая вопрос о соотношении КСО и КУ, отметим, что в теории КУ превалирует концепция, по которой КСО и КУ сближаются на двух уровнях: на уровне ценностей и уровне рисков [3]. Эффективная модель КУ должна опираться на общечеловеческие ценности, готовность к переменам, диалогу со стейкхолдерами, сотрудничеству с обществом и государством, ответственность и прозрачность. Вышеуказанные ценности закрепляются в экологических и социальных обязательствах, формирующих основу КСО. Социально ответственные компании берут на себя дополнительные обязательства, направленные на улучшение экологических и социальных стандартов жизни по сравнению с обязательными предписаниями законодательства. Сближение КСО и КУ также стимулируется тем, что внедрение КСО минимизирует нефинансовые риски и способствует развитию и совершенствованию системы управления в целом. Снижение нефинансовых рисков: потеря деловой репутации, экологические риски, рыночные позиции и др. - задача системы риск-менеджмента компании в целом.

Таким образом, учет интересов заинтересованных сторон и привлечение их к принятию ключевых решений - обязанность органов управления корпорацией, с целью повышения эффективности работы компании. Компания должна признать ценность вклада заинтересованных сторон в ее долгосрочный успех. В стратегии компании должны быть учтены жизненные интересы сотрудников компании, ее партнеров и общества в целом. Важно обеспечить эффективное распределение полномочий между органами управления и ответственности должностных лиц за реализацию стратегии. В результате КСО, логично вписанная в систему КУ, будет способствовать росту деловой репутации компании, ее рыночной стоимости и поддержанию финансовой стабильности и устойчивости в целом.

Распределение полномочий органов управления корпорацией по вопросам внедрения КСО в соответствии с Законом РК «Об акционерных обществах» может быть следующим [4]:

  • · Общее собрание акционеров принимает принципиальные и ключевые решения о развитии КСО. Принципы КСО закрепляются в кодексе КУ. корпоративный социальный управленческий
  • · Совет директоров утверждает стратегию компании, цели и политику КСО. Контролирует деятельность исполнительных органов, утверждает формат и стандарт социальной отчетности.
  • · Исполнительный орган организует исполнение решений общего собрания и Совета директоров и отвечает за реализацию стратегии КСО и принципов КУ. Внедряет методы реализации КСО и управления нефинансовыми рисками. Готовит социальную отчетность. Организует PR-компании.

Рассмотрим примеры наилучшей практики КУ по учету места КСО в органах КУ корпорацией. Одной из биржевых площадок мира, активно используемых казахстанскими корпорациями, является Лондонская фондовая биржа, которая предлагает своим клиентам для вхождения в листинг разделить КУ на пять базовых компонентов:

  • · Совет директоров.
  • · Риск-менеджмент.
  • · Система внутренних контролей.
  • · Внутренний аудит.
  • · Политика социальной ответственности.

Как видим, в системе отведено важное место политике социальной ответственности компании, которая в совокупности с другими элементами системы делает ее более адаптированной к кризисным явлениям и более устойчивой в своем развитии в глазах инвестиционного сообщества. С другой стороны, наличие элемента, отвечающего за КСО, учитывается в рейтингах корпоративного управления компании рейтинговыми агентствами, что в итоге повышает ее конкурентоспособность на рынке при прочих равных условиях.

Взаимодействие и возможные сценарии, с которыми сталкиваются корпорации при разном качестве КУ и КСО, показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимозависимость корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности

Ситуация, описанная в правом нижнем квадранте, идеальна. При любом из сценариев компания имеет возможность оказаться в нижнем квадранте - т.е. стать образцом во всем, что касается КСО и КУ.

В чем же привлекательность КУ с точки зрения администрирования КСО?

«Корпоративное управление» - это система, по которой корпорации управляются и контролируются. Структура корпоративного управления устанавливает разделение прав и обязанностей участников корпорации и предписывает правила и процедуры принятия решений. Через эти шаги компания создает структуру, которая позволяет определить цели корпорации и путь их достижения, а также позволяет осуществлять мониторинг реализации этих целей» (ОЭСР, 1999 г.).

Уровень КУ зависит от того, насколько сами компании осознают важность внедрения надлежащей практики КУ и насколько строго придерживаются основополагающих принципов для анализа качества управления (принципы КУ ОЭСР). В начале 90-х годов XX в. в мировой корпоративной практике остро встала проблема системного подхода к КУ. Возникла потребность документально закрепить правила и процедуры, регламентирующие управление корпоративными отношениями, информационное обеспечение механизма КУ. Так возник импульс к разработке компаниями кодекса корпоративного управления/поведения. Над кодексами работали биржи, корпорации, институциональные инвесторы, ассоциации директоров и корпоративных менеджеров. Правовой статус кодексов КУ в разных странах может носить как рекомендательный характер, так и быть частью требований для листинга на фондовой бирже.

В действующем Законе РК «Об акционерных обществах» кодекс КУ определяется как «документ, утвержденный общим собранием акционеров общества, регулирующий отношения, возникающие в процессе управления обществом, в том числе отношения между акционерами и органами общества, между органами общества, обществом и заинтересованными лицами». Согласно данному закону уставом публичной компании должно быть предусмотрено наличие кодекса КУ [4].

Многие вопросы КУ находятся за пределами законодательной сферы, имеют организационный и этический характер, а не юридический. Кодекс КУ является сводом добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений. Его структура отражает роль заинтересованных групп, (акционеры, менеджеры, персонал, общество и государственные органы власти и пр.) и разрешение споров, связанных с КУ. Модельный кодекс КУ был принят в Казахстане советом эмитентов в 2005 г. В 2007 г. утверждены комментарии к кодексу корпоративного управления [5].

Совершенствование кодекса продолжается. Так в Главе 10 «Роль заинтересованных сторон в системе корпоративного управления» предлагается делать акцент на следующих положениях:

  • · Соблюдение обществом прав заинтересованных сторон.
  • · Определение роли совета директоров в интегрировании социальных вопросов и вопросов в области окружающей среды в деловые отношения.
  • · Обеспечение доступа заинтересованным сторонам к достоверной информации о деятельности компании в соответствии с внутренними положениями и процедурами.

Возможность свободно высказывать совету директоров, или иному уполномоченному должностному лицу/органу компании свои наблюдения и предложения по поводу незаконных или неэтичных действий сотрудников или должностных лиц.

Таким образом, считаем, что в РК создана правовая и административная основа для корпораций по реализации концепции КСО и ее администрированию. Рассмотренное положение является необходимым, но недостаточным условием для практической и масштабной реализации концепции КСО в РК. Необходимо продолжить работу по реализации этой концепции в стране. Особенно остро стоит проблема осознания бизнес-сообществом объективной природы КСО и обоюдной выгоды от ее реализации для всех заинтересованных сторон. Данный вывод подтверждает анализ по развитию КУ и КСО в РК.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>