Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Этапы общения

Анализ взаимодействия между субъектами педагогического общения позволяет сделать вывод о том, что контакты между ними реализуются в ходе последовательно сменяющихся этапов. Этапы общения отличаются друг от друга, имеют свои цели, способы осуществления.

В.А. Кан-Калик выделяет несколько этапов взаимодействия учителя с учеником (См.схему.4)

Педагоги Л.А. Байкова и Л.К. Гребёнкина, опираясь на идеи В.А. Кан-Калика, подчёркивают, что профессионально-педагогическое общение имеет определённую структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением, анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. Общ.-во России. 2000. С.66-67..

На первом, прогностическом, этапе происходит моделирование предстоящего общения с классом. На этом же этапе продумываются содержание предстоящей деятельности и возможные способы общения с учениками. Очень важно, по мнению В.А. Кан-Калика, создание в это время предкоммуникативной атмосферы в качестве приема создания он приводит письмо Ш.А. Амонашвили первоклассникам - своим будущим ученикам:

“Здравствуй, дорогой...

Я твой учитель. Меня зовут Шалва Александрович. Поздравляю тебя - ты поступаешь в школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями и что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе. А знаешь, сколько у тебя будет товарищей - 35. Школа у нас большая, в четыре этажа, с переходом. Ты уже взрослый и поэтому сам должен найти свой класс. Я буду ждать тебя в классе, буду рад познакомиться с тобой.

Учитель.” Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: - 1987.

Прогностический этап общения, согласно Л.А. Байковой и Л.К. Гребёнкиной, включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общение. Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Возможен следующий вариант последовательности

  • 1. Вспомните конкретный класс или ряд классов, в которых предстоит давать уроки.
  • 2. Попытайтесь восстановить в памяти опыт общения именно с этим коллективом (стремитесь развить положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные).

З. Вспомните, какой тип общения Вам свойствен. Возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него?

  • 4. Попытайтесь представить себе, как класс примет Вас и материал урока.
  • 5. Соотнесите присущий Вам стиль общения (с классом) с задачами урока. Попытайтесь добиться единства.
  • 6. Представьте себе общую психологическую атмосферу реализации фрагментов и частей урока, что поможет выбрать средства обучения, сделает планирование более целенаправленным
  • 7. Вспомните свои взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипов психологических установок отношению к детям.
  • 8. Попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке. Это сделает Вас более уверенным Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. Общ.-во России. 2000. С.67-68..

На втором этапе происходит соотнесение ранее известного с новой информацией. Этот этап протекает достаточно быстро (2-5 минут), но имеет большое значение для ориентации в ситуации общения. Условно его называют "коммуникативной атакой", во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техника быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.

Необходимо показать свою заинтересованность в общении, задать вопросы, на которые могут быть получены положительные ответы, обращаться к детям лучше всего по именам.

За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего общения, осуществляется начальная стадия непосредственного взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

Инициатива учителя в организации общения обеспечивается:

  • - четкостью организации начального контакта с классом;
  • - оперативным переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;
  • - оперативным достижением социально-психологического единства с классом;
  • - введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  • - преодолением воздействия стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся;
  • - организацией целостного контакта со всем классом;
  • - постановкой задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  • - сокращением запрещающих педагогических требований и расширением позитивно ориентирующих педагогических требований;
  • - внешним видом учителя (опрятность, подтянутость. собранность, активность, доброжелательность, обаяние);
  • - реализацией речевых и невербальных средств взаимодействия, активным включением мимики, микромимики, контакта взглядом и т.п.;
  • - умением "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружественность;
  • - постановкой ярких, притягательных целей деятельности и показом путей их достижения;
  • - пониманием ситуативной внутренней настроенности учащихся и передачей учащимся этого понимания.

Третий этап - управление общением - характеризуется развитием контактов между учениками и учителем. В данной ситуации педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

На этом этапе важно различать и уметь использовать нюансы в настроении, в поведении детей. Также необходимо умение сопереживать, понимать состояние другого и построить общение на основе этого понимания. Все это помогает педагогу решать разнообразные педагогические задачи, связанные с обучением и воспитанием детей.

На заключительном этапе происходит анализ осуществленного общения и моделирование нового, соотнесение средств и результата. Педагог должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учётом необходимых корректив Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. общ.-во России. 2000. С.67-68..

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>