Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

“Самая большая роскошь - это роскошь

человеческого общения”

А.де Сент-Экзюпери

“Возьмемся за руки, друзья, чтоб не

пропасть по одиночке”

Б.Окуджава

Сущность общения. Условия успешного общения

Эта глава настоящего пособия посвящена сложной проблеме. В рамках курса “Введение в педагогику” нам не представляется возможным рассмотреть все вопросы, связанные с ней. Для этого в дальнейшем вам представится возможность прослушать психолого-педагогические курсы по выбору, написать курсовые работы. При изучении всех предметов педагогического цикла вам предстоит исследовать ту роль, которую играет сам педагог в качестве важнейшего средства построения педагогического процесса. Но уже из собственного жизненного опыта вы можете сделать вывод о необходимости для успешной педагогической деятельности овладения педагогом и техникой общения, и разнообразными средствами самовыражения.

Собственно анализ вопросов педагогического общения и средств самовыражения педагога будет посвящена эта глава.

Умеем ли мы общаться? Большинство утвердительно ответит на этот вопрос. Но уверенность в умении общаться сочетается с незнанием многих вещей (что такое общение, нужно ли ему учиться, есть ли какие-нибудь правила общения), которые могли бы подтвердить или опровергнуть такую уверенность.

Определимся, что необходимо понимать под общением. Понятие “общение” достаточно многообразно. Для его толкования приведем несколько определений, которые приводятся в психологических исследованиях.

“Общение...

  • - как взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен информацией для установления взаимоотношений между людьми (В.Н. Панферов);
  • - как сложный и многогранный процесс, который может в одно и то же время выступить и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного познания друг друга (Б.Д. Парыгин);
  • - как сложное переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самому себе (А.А. Бодалев)” См. Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение. - Омск. - 1995. - С. 9-10..

Но чтобы разобраться со структурой общения, начнем с простого примера. Молодой человек преподносит девушке букет желтых тюльпанов. Делает это необычно для этой ситуации: без улыбки, с отчужденным лицом. Цель его действий понятна: сделать девушке приятное. Но мотивы его поступка могут быть разными: юноша решил расстаться с девушкой. Вспомните - его лицо серьезно, а цвет тюльпанов желтый (желтый цвет - цвет разлуки). Это один скрытый мотив. Но может быть и другой мотив: сделать девушке действительно приятное, а о символе желтого цвета он просто не знает, не было других цветов. Его выражение лица могло свидетельствовать о другом, не имеющим отношения к данному свиданию.

Содержание общения - передача или подношение цветов - то же ясно и может быть оценено положительно. По форме акт общения выстроен правильно, в соответствии с этикетом. Молодой человек произносит слова: ”Возьми, пожалуйста, эти цветы от меня”. Но вот результат этого общения- свидания будет зависеть от того, насколько понятны и однозначны, насколько гармоничны будут цель и содержание, форма и средства общения. На основании этого примера выделим необходимые элементы общения.

Итак, чтобы общение было успешным (продуктивным), необходимо, чтобы все структурные элементы были согласованы между собой.

Наряду с этим существуют еще некоторые условия, выполнение которых также делает общение продуктивным. Назовем их условиями успешного общения.

Условия успешного общения:

  • 1. Участники общения должны быть коммуникабельными (или воспитывать в себе эти качества). Что значит быть коммуникабельным? В узком смысле слова - быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить. Коммуникабельным в широком смысле можно назвать отзывчивого человека, активно реагирующего на окружающий его мир, стремящегося к познанию и деятельности совместно с другими людьми.
  • 2. Эмпатичность - способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Эмпатия означает понимание любого чувства - гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Эмпатичность - качество, особенно необходимое учителю. Уметь почувствовать настроение, состояние ребенка в данный момент и выбрать необходимый педагогический инструментарий - задача нелегкая. А.Моруа писал: “Если бы мы знали других так же, как самих себя, самые предосудительные их поступки показались бы нам достойными снисхождения”.

Для развития этого качества будущему учителю полезно знакомство с отдельными советами Д.Карнеги, помещенными в его книге “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”. Вот некоторые из них:

  • - искренне интересуйтесь другими людьми;
  • - улыбайтесь;
  • - помните, что имя человека - это самый сладостный и важный для него звук на любом языке;
  • - будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;
  • - говорите о том, что интересует вашего собеседника;
  • - внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. С англ. - М.: - 1989, - С. 134..
  • 3. Личное обаяние как очарование, притягательная сила, приятные манеры поведения располагают к себе людей, помогают адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление взаимодействия между людьми.

У иных педагогов явно проявляется так называемое интеллектуальное обаяние. В их глазах, чертах лица, осанке, движениях, во всем существе отражается работа мысли, мудрость, благородство духовных интересов. У других преобладает обаяние наивности, детской непосредственности. Бывают педагоги с обаянием трагичности, комичности. В педагогической деятельности важно. Чтобы обаяние вызывало положительное чувство, наиболее полно способствовало взаимодействию субъектов педагогического процесса.

  • 4. Для успешного общения также необходимо помнить о каналах общения. Они могут быть следующими:
    • а) слуховой канал (общение посредством речи и слуха. Например, разговор по телефону);
    • б) зрительный канал - форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу;
    • в) двигательно-осязательный канал. Например, рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия:
    • г) Визуальный канал - внешний вид человека позволяет судить нам о каких-то его особенностях. Например, по деталям костюма можно судить о национальности собеседника, особенностях той местности, где он живет.

Каналы общения важно не “зашумлять”, делать их по возможности свободными. Например, во время общения не говорить громко, не отвлекаться посторонними делами. Своего рода “зашумленным” каналом является плохой почерк при написании письма.

5. Немаловажным условием общения является развитое чувство юмора. Это качество проявляется в способности человека чувствовать и видеть смешное, эмоционально-веселый отклик на окружающее. Неистребимая потребность в смешном, комическом присущи всем, но не все способны подняться до уровня тонкого, умного, снимающего напряжение чувства юмора, обладающего зарядом здорового оптимизма. Однако важно для любого человека ,особенно учителя, понять, что добродушно-насмешливый подход имеет разумные границы. Важно, чтобы юмор не скатывался в насмешки и ехидные замечания, что может стать источником непредсказуемых осложнений и конфликтов.

Так почему же так ценится чувство юмора?

  • 1) Чувство юмора характеризует человека (учителя, ученика, руководителя) как интересного и находчивого;
  • 2) Чувство юмора позволяет войти в более близкий контакт с собеседником;
  • 3) Неожиданная шутка, рассказ о комическом случае, остроумная реплика и т.п. позволяет снять напряжение, а иногда и выйти с меньшими потерями из конфликтной ситуации;
  • 4) Шутка, совместный смех позволяют растопить лед недоверия, преодолеть барьеры в общении (“юмор проникает через панцирь черепахи”);
  • 5) Развитый язык жестов, пантомимика также могут быть отнесены к условиям успешного общения. Этот язык будет понятен, если люди будут находиться в общей для них, понятной им ситуации. Язык этот является естественным, т.е. данным нам от природы как универсальное средство общения.

Более подробно мы рассмотрим это средство в следующем параграфе этой главы.

Этим мы ограничим список условий эффективного общения. Но вы можете его продолжить.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>