Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессии делятся на современные

и на все времена. Где вы, извозчики,

бондари, скорняки? Но учителя, врачи,

агрономы - профессии непреходящие.

С.Поляков // 1 сентября, 1995, 11 ноября.

Ренуара спросили: “Мэтр, что важнее в

искусстве - как или что?

Ренуар ответил: “Важно - кто”.

Профессия педагог. Идея вечной профессии

Человек в своей жизни играет множество ролей. Среди его социально значимых ролей на первое место можно поставить профессионала. Самый обобщенный классификатор профессий содержит сотни наименований. Из школьного курса вам известно, что существует достаточно широко распространенная типология профессий: типа “человек - природа”, “человек - техника”, “человек - искусство”, “ человек - знаковая система”, “человек - человек”. Педагогическая профессия принадлежит к последней группе.

Эта группа профессий одна из самых широких (психологи, врачи, продавцы и т.п.). Она объединяет профессии, в которых контакт человека с человеком является наиболее существенным признаком (при исчезновении этого контакта теряется всякий смысл в деятельности. Много определений можно дать профессии педагог: замечательная, трудная, творческая и т.п.

Но в первую очередь стоит, наверное, подчеркнуть, что профессия эта “вечная”. С первых дней становления человека возникла необходимость в передаче подрастающему поколению с трудом добываемого опыта выживания. По мере накопления знаний о природе, о своем ремесле, с развитием мифологии и т.п. стали выделяться люди, которым в большей степени были присущи умения передавать и учиться овладевать сознательно, целенаправленно опытом поколений. Первоначально этот процесс носил стихийный, подражательный характер. По мере усложнения передаваемого материала возникла необходимость в специальной подготовке тех, кто организует обучение. Так возникла профессия педагога. Педагогами становились, как правило, наиболее знающие и уважаемые люди. Важность выполняемого ими дела и авторитет определяли почтенное отношение к профессии педагога.

Рассмотрим таблицу 3, которая поможет нам в историческом аспекте проследить одновременное становление педагогики и педагогической профессии

Таблица 5

Становление педагогической науки и педагогической профессии

Исторические эпохи

Формы существования педагогических знаний

Представители педагогической профессии

ДРЕВНИЙ МИР (3-2 тыс. лет до н.э. - 4-5 вв. н.э.)

Житейские нормы. Традиции, предания, обычаи. Философия как наука. Педагогические знания в составе философии

Наиболее опытные члены общины, общая и профессиональная культура которых являлись опережающими по сравнению с другими членами общества. Первоначально - старейшины рода. В странах Древнего Востока учителями были чаще всего жрецы, в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаёмные граждане: Слово «педагог» изначально означало раба, водившего детей в школу.

СРЕДНИЕ ВЕКА (4-5 вв. - 16-17 вв. н.э.).

Теология как ветвь философии. Педагогические знания в составе теологии. Появление первых педагогических работ. (Я.А.Коменский «Великая дидактика», «Пансофия»).

Учителями были служители церкви как более образованные люди. Появились образовательные учреждения, готовившие учителей. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

НОВОЕ ВРЕМЯ (17-20 вв.)

Педагогика как самостоятельная наука. Развитие педагогических теорий. Возникает и развивается экспериментальная педагогика.

Появляются учебные заведения, готовящие педагогов: учительская семинария при Московском университете; педагогические институты при университетах в крупных городах, женские учебные заведения, которые готовили выпускниц к педагогической деятельности и др.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (20 век).

Развиваются науки о человеке: педагогика, психология, социальная психология и др. Педагогика рассматривается как прикладная и теоретическая наука. Появление педагогических технологий (НИТО, программируемого обучения, дифференцированного обучения и др.)

Педагогические институты как самостоятельные учебные заведения. Педагогические университеты. Учитель в условиях реализации педагогических технологий может занимать след. положение: 1) исполнять роль организатора при работе с готовыми материалами; 2) замена учителя обучающей машиной.

В 50-е годы 20 века с развитием техники, созданием новых информационных технологий, разного рода обучающих машин возникли новые тенденции в определении места учителя в школе. Одни считали, что его полностью может заменить “умная машина”, а другие считали, что педагог превращается в придаток к ней. Первая тенденция не нашла поддержки в обществе. Вторая же все-таки рассматривается в том смысле, что без участия учителя процесс обучения, а уж тем более воспитания не даст положительных результатов.

Итак, сегодня педагогическая профессия стала одной из самых массовых профессий и это сказалось на положении учителей. Но на новом историческом этапе развития нашей страны общество, государство может и обязано найти новые источники интеллектуального и морального авторитета педагогической профессии, новые опоры ее социального и экономического положения, которые определяются в уникальной миссии учителя в будущем нашей культуры.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>