Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Школа между прошлым и будущим

В этом параграфе мы рассмотрим особенности современной российской школы как основного вида образовательных учреждений. Подчеркнем еще раз, что система образования в целом неразрывна связана с теми социально-экономическими условиями, в рамках которых она сформировалась и существует. Выход из сложившегося положения не может быть быстрым и простым. Нужно последовательное, развивающее реформирование современной школы. Причем, социально-экономические реалии требуют проведения достаточно радикальных преобразований в структуре, содержании, методах управления, экономике и т.п. современной системы образования.

Именно с этих позиций попытаемся выделить особенности современной школы.

Сначала немного истории. В папирусах древнего Египта, на вавилонских глиняных плитках, в записях бесед Сократа, на средневековых пергаментах и печатных страницах Нового времени появляется одна и та же жалоба. Дети отбились от рук, юноши не почитают старших и не желают трудиться. Древний житель Месопотамии тридцать семь веков назад написал сыну письмо. Штампом были выдавлены клинописные знаки на глиняных табличках, потом огонь обжег глину -- и письмена устремились сквозь время, горькие, сердитые, полные печали и любви.

«Ты, бродящий без дела по людным площадям, хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на поколения, которые были до тебя... Ступай в школу, это принесет тебе благо. Сын мой, взгляни на предшествующие поколения, спроси у них ответа. Ты изнурил мое сердце... Из-за того, что ты ведешь себя не так, как подобает человеку, сердце мое как бы опалено злым ветром...»

Вот примерное изложение сочинения на тему «Что ты делал вчера в школе?".

Я выучил наизусть таблицу, позавтракал, изготовил новую дощечку для письма и исписал ее до конца; затем я получил устное задание, а после обеда -- письменное. После окончания уроков я пошел домой. Когда я вошел в дом, там сидел мой отец. Я рассказал ему о письменной работе, а затем повторил выученную наизусть таблицу. Отец был очень доволен.

Героя этого сочинения от сегодняшнего школьника отделяют десятки веков. Три-четыре тысячелетия! Многое, очень многое там было совсем иначе, чем у нас. А вот школьники выполняли -- совсем, как и сегодня, - то устные, то письменные задания. У них тоже проверяли домашние задания, их тоже спрашивал на уроке учитель, и они отвечали ему.

И когда делали это хорошо, то их хвалили учителя, а папы бывали очень довольны.

А если получалось иначе? В сочинениях писали и об этом.

Мальчик опоздал в школу -- и получил замечание. Опять-таки совсем как у нас. Но дальше... Учитель обнаружил у мальчика ошибку в домашнем сочинении. Двойка? Нет. Учитель просто побил ученика. Потом беднягу поколотил еще специальный надсмотрщик, следивший за поведением детей, поколотил даже дважды: в первый раз за то, что парнишка был невнимателен на уроке, во второй -- за то, что у него одежда была в беспорядке. А в четвертый раз в этот день мальчика побил учитель за плохой почерк. И, сами понимаете, от отца дома ему тоже досталось.

Зато мальчик учился в школе, писал сочинения, заучивал таблицы. Автор этого сочинения был одним из относительно немногих счастливчиков шумеров, которые попали в школу.

Даже у древних греков, оставивших нам грандиозное духовное наследство, далеко не вес свободные граждане были грамотны. В Спарте считались обязательными военное обучение и обучение начаткам музыкальной культуры. Грамотность не признавалась необходимой. Зато в Афинах (и еще в десятках и сотнях городов-государств) работали школы, в которых учиться начинали, как и сегодня, в семь лет. Начальное обучение продолжалось шесть - восемь лет. Затем подростки переходили в правительственные гимнасии. Собственно говоря, это было нечто вроде спортивных училищ, о чем говорит само название. Гимнастические упражнения должны были подготовить юношей к суровому и трудному воинскому делу. Но в спортивные залы стали приходить и преподаватели неспортивных предметов, и гимнасии со временем обратились в нечто вроде средних общеобразовательных школ. Это превращение заверши лось к V веку н. э. От них и унаследовали свое название старые русские, немецкие и иные гимназии XVI-ХX веков.

В Древней же Греции была и теоретически обоснована необходимость обучения детей именно в школах, и сделал это великий Аристотель. Чтобы достичь общего блага, утверждал он, надо сначала подготовить отдельных членов общества к пониманию, что же это такое -- общее благо; общество решает, что именно следует под этим общим благом понимать, значит, оно должно следить за обучением и воспитанием, осуществлять общественный контроль. Но это ведь возможно только в школах

И если в XIX веке говорили, что франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель, то можно сказать, что войны Александра Македонского в Азии и Африке выиграли учителя Греции и Македонии. Кстати, учителем самого Александра был Аристотель, причем великий ученый обучал македонского царевича вместе с детьми македонских вельмож, то есть в школе, а не был, так сказать, домашним педагогом.

Греческая образованность распространилась за пределы Средиземноморья благодаря не только воинам, но и педагогам.

А древнеримская школа была одним из важнейших средств распространения культуры Рима на завоеванных территориях, и во многом благодаря ей великая держава сумела просуществовать столько веков. Во время III Пунической войны (II век до н. э.) римские солдаты передавали друг другу пароль не устно, а записанным. Выходит, они были грамотны.

В начальную школу ходили все свободные маленькие римляне. Римский историк Тит Ливии, описывая жизнь небольшого городка в Италии, упоминает среди характерных для него звуков шум мастерских и гул детских голосов в школе. Какое значение придавалось школе, прекрасно видно уже по тому, что сразу по завоевании Британии римляне открывают здесь школы.

На большей части бывшей империи люди и после ее распада продолжали говорить на латыни, которой учили когда-то в школах.

Невозможно переоценить роль школьного обучения в истории цивилизации. Небольшой экскурс в историю возникновения школы, проделанный нами с помощью книги Ю.В. Бромлея и Р.Г. Подольного «Создано человечеством» Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. «Создано человечеством». - М., Политиздат, 1984, с. 214-220., показывает, что она с самого начала была средством распространения культуры.

На школу ложится главная тяжесть великой задачи подготовки человека к роли, которую он должен играть в обществе. Семь, десять, одиннадцать и даже двенадцать лет (в разных странах по-разному) продолжается признанное необходимым и обязательным обучение.

«Человек должен учиться, потому что он -- человек», - писал известный советский педагог Василий Сухомлинский.

Возможности мозга, как мы; уже говорили, не изменились за последние десятки тысяч лет. Возможности же выбора дорог в жизни стали совсем другими.

Тысячи, десятки тысяч путей в будущее ведут из последнего класса школы.

Зачем, кажется, будущему географу знать химию, будущему слесарю -- историю, будущему историку -- тригонометрию? Но как бы иначе этот «будущий» узнал, кем он хочет, может и способен стать? Школа дает тот минимум знаний, который нужен всем людям на определенной стадии развития общества. Школа приучает учиться, а это умение нужно каждому.

Объем мозга у человека не меняется, зато меняются способы овладения знаниями, то, что называют методами обучения. Сегодняшний шестиклассник поразил бы своими математическими знаниями профессора средневекового университета. И в то же время в середине XIX века никого не удивляло, что ровесник этого шестиклассника, растущий в русской образованной дворянской семье, или другой его ровесник из хорошего парижского пансиона того же времени знал, и очень неплохо, три, четыре, пять иностранных языков. Скажем, латынь, древнегреческий, английский, немецкий, французский.

И еще один аспект воспитания -- последний по месту в этой главе, но не по значению в самом воспитании и по роли в жизни.

Воспитание создает человека, но не просто человека. Все привычки и обычаи, характерные для каждого народа, все этнические особенности поведения именно воспитываются. Воспитание делает ребенка русским или французом, эскимосом или перуанцем. И конечно, каждому обществу важно, чтобы ребенок вырос достойным представителем именно своего народа. Важно это и человечеству в целом, потому что лучшее национальное имеет общечеловеческое значение.

Прежде чем говорить об особенностях современной системы среднего образования, обратим внимание на ее масштабы в Российской Федерации и в частности, в г. Омске и Омской области.

Итак, в Российской Федерации в системе среднего образования действует более 70 тысяч образовательных учреждений, где обучается свыше 21 млн. учащихся и работает 1,7 млн. учителей.

В Омске и области работает 1440 образовательных учреждений, в которых обучается около 400 тыс. учащихся. Педагогические коллективы этих учреждений насчитывают около 26 тыс. учителей. Наряду с этим подчеркнем, что в области успешно действуют 16 школ-гимназий, 4 общеобразовательных лицея, сельские общеобразовательные колледжи, учебные комплексы “Школа-вуз”, “Школа-ПТУ-вуз”, “Колледж-вуз”. Более 120 школ работают с углубленным изучением отдельных предметов, около тысячи учителей работают по авторским программам, более двухсот школ имеют в своем составе коррекционные и разноуровневые классы.

На первый план в системе образования Омска и области выходит главное средство обеспечения качества образования ребенка - учет его интересов, склонностей, способностей, состояние его здоровья. Школа все дальше отходит от единообразного, унифицированного образования, и все целенаправленнее осуществляется переход к вариативному, личностно-ориентированному развивающему образованию, к образованию по выбору (выбор предмета углубленного изучения, факультатива, школы, выпускного экзамена, учебника и т.д.).

При изучении курса “История образования” вам предстоит детально познакомиться с историей возникновения такого типа образовательного заведения, как школа. Современная же школа знакома вам гораздо лучше, поскольку большинство из вас покинуло школьные стены совсем недавно. Попробуем взглянуть на школу с позиции вашего сегодняшнего “Я”: как студента педагогического университета.

Школа - это учреждение, специально созданное для получения детьми образования. Главная цель школы состоит в создании условий для полноценного развития Личности. С другой стороны, школу можно назвать заведением, созданным для предоставления обществу образовательных услуг.

Школы в современной России в соответствии с Законом об образовании бывают государственными и негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Эта классификация определяется принципом финансирования и управления.

До начала последней реформы в системе образования общеобразовательные школы были единственным типом учебных заведений. Сегодня, и мы уже отмечали это ранее (см. гл.1, п.2.), на базе школ создаются гимназии, лицеи, учебно-воспитательные комплексы и т.п. Их общие черты и различия мы уже рассмотрели выше (см. гл.1, п.2, табл. № 2), когда рассматривали современную систему образования. В рамках этой главы нам представляется необходимым рассмотреть вопросы, связанные с развитием школы, и конкретно, школ нашего города и области.

Если обратиться к современным педагогическим исследованиям, к массовой педагогической практики, то совершенно четко выделяется тенденция: развитие школы, всей образовательной системы происходят в рамках инновационных процессов. Слова “инновация”, “инновационный” являются новыми для вас, хотя сегодня они наиболее употребительны среди творчески работающих педагогов. Не преследуя дать точное определение этим понятиям, отметим следующее. В научной литературе различают понятия “новшество”, или “новое средство”. Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения новшества.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств в образовании (и не только в нем).

Исследования ученых, школьный опыт инновационной деятельности показывают, что современная образовательная ситуация характеризуется развитием инновационных процессов. Ведущими аспектами инновационной педагогической практики стали создание на базе школы новых типов образовательных учреждений, новые методики и технологии обучения, обновления содержания образования, гуманистический характер взаимоотношений участников образовательного процесса.

Небезынтересно, по нашему мнению, привести пример отношения школьников к инновационной деятельности в школе.

Смысл инновации школьники связывают с любыми изменениями, происходящими в школе. Каждый третий считает, что школу нужно обновлять, нужны разнообразные программы, предметы, интересные внеклассные мероприятия. Большинство учащихся ждут новшеств, ценит учителей, использующих их в своей деятельности, считают, что уроки, построенные на основе нововведений, для них гораздо интереснее, и они на них активнее; творчество учителя пробуждает в них желание максимально реализовать собственные возможности в учебе. Отношение учителей к инновационной деятельности не остается неизменным. Оно изменяется в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворены его профессиональные и личные потребности Струценко Л.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе. Автореферат диссертации ... канд. пед. наук. - С- Пб.: - 1997, - С.13..

В ряде школ нашего города идут инновационные процессы. В отличие от недавнего времени, они строятся на тщательно отработанной научной основе.

Исследование проблемы организации обучения с учетом разного уровня учебных возможностей учащихся стало объектом опытно-экспериментальной работы в школах № 1, 134, 88, 25. В школе-гимназии № 26 исследуется проблема дифференциации обучения на основе функциональных особенностей коры головного мозга.

В семнадцати школах Омска апробируется учебно-методический комплекс по курсу “Основы экономических знаний”.

Есть примеры, когда педагогические коллективы создали оригинальные учебные планы, учитывающие особенности социальной среды, учащихся, запросы родителей и собственные возможности. Подтверждение тому - учебный план школы № 73 с углубленным изучением иностранного языка, многопрофильной общеобразовательной школы № 47, школы № 37 с непрерывным экологическим образованием. Авторство педагогических коллективов проявляется в поиске новых путей развития школы: идея адаптивной школы (школа № 56), школы психологического комфорта (№ 18). Развивающейся и развивающей школы ( № 32).

Итак, развитие современной школы (т.е. переход ее в новое качественное состояние) не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Картина преобразований омской школы будет неполной, если не представить инновационные центры муниципальной системы образования: городские экспериментальные площадки, методические сообщества, проблемные лаборатории. Каждый из этих инновационных центров осуществляет деятельность в соответствии с программой, получившей положительное экспертное заключение, и находится на определённом этапе реализации инновационных идей.

Городские экспериментальные площадки.

Городская экспериментальная площадка (ГЭП) - особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики с целью разработки стратегически важных педагогических проблем, определенных в качестве приоритетов муниципальной образовательной политики в г. Омске. Это взаимодействие предполагает организацию в образовательных учреждениях педагогического эксперимента, который протекает в условиях реального педагогического процесса. Исключительное значение педагогического эксперимента в рамках ГЭП объясняется тем, что только в такой деятельности возможно обеспечить реализацию сформулированной гипотезы и задач совместными усилиями педагогов - практиков и представителей науки. Это обусловливает получение ценного фактического материала, его обобщение, систематизацию и дальнейшее тиражирование. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т.е. изучить закономерности, характерные для педагогического процесса.

Статус городской экспериментальной площадки дает авторам педагогической инициативы право вносить (в соответствии с Законом РФ «Об образовании») изменения:

  • - в цели, содержание, способы, систему средств обучения, воспитания и развития;
  • - в формы подготовки и переподготовки педагогических, управленческих и других кадров;

в режим функционирования образовательного учреждения, его финансово-хозяйственный механизм и организационную структуру;

- в систему управления образовательным учреждением.

В опытно - экспериментальной работе принимают участие различные образовательные учреждения: школы, лицеи, гимназии, детские дома. Причем они организую разные типы экспериментов:

- системный, который распространяется на все образовательное учреждение (например, связанный с созданием модели адаптивной школы, школы этической культуры и т.д.); модульный, предусматривающий преобразования в конкретной части образовательного процесса (например, создание профильных классов в современной гимназии, организация развивающего обучения в основной школе);

локальный, связанный с изменениями на уровне одного или нескольких учебных предметов (например, формирование мыслительных приемов на уроках физики, математики, информатики).

Темы ГЭП разнообразны, их выбор связан с согласованием интересов различных заинтересованных в качественном образовании сторон, с актуальностью проблемы на разных уровнях. Инновационные центры муниципальной системы образования города Омска: Информационный сборник. - Омск: 2002. С.5

Городские методические сообщества.

Городские методические сообщества (ГМС) - это сервисные общественные объединения работников образовательных учреждений г. Омска в системе непрерывного образования педагогических кадров, действующие в рамках муниципальной образовательной политики и ориентированные на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, развитие их творческой деятельности в различных областях педагогической практики.

Деятельность ГМС строится на следующих принципах:

  • - добровольности и открытости;
  • - практической направленности и целесообразности;
  • - удовлетворения профессиональных запросов и потребностей педагогов г. Омска.

Педагоги, работающие в рамках ГМС, имеют право использовать различные механизмы организации деятельности. Команды профессионалов реализуют программы, ориентированные на развитие профессиональных возможностей и способностей педагогов, их профессиональной компетентности, формирование мотивации к творческой педагогической деятельности, поиск путей наиболее эффективного функционирования образовательных процессов в омской школе, обновление педагогической практики.

Использование эффективных форм деятельности, работа над актуальной проблематикой команд в ГМС обеспечивает:

рост профессиональной компетентности и мастерства педагогических кадров учреждений образования г. Омска;

  • - реализацию идей обновления образовательной системы города;
  • - унификацию результативного опыта педагогической деятельности и его тиражирование;
  • - освоение новой информации в области педагогической науки и практики; овладение существующими и апробация новых педагогических технологий, авторских программ и проектов;
  • - информационную и иную научно- методическую помощь педагогам и педагогическим коллективам учреждений образования, профессиональным объединениям. Тематика деятельности ГМС разнообразна, она зависит от необходимости решения актуальных, стратегических задач развития системы образования города Омска и конкретных образовательных учреждений Инновационные центры муниципальной системы образования города Омска: Информационный сборник. - Омск: 2002. С.36..

Городские проблемные лаборатории

Цель проблемных лабораторий - создание условий в образовательных учреждениях г. Омска для разработки и реализации стратегических проектов, связанных с решением актуальных для муниципальной системы образования педагогических проблем.

Лаборатория объединяет представителей муниципальных образовательных учреждений, имеющих опыт решения обозначенной проблемы, обладающих умениями поисковой, исследовательской деятельности, изъявляющих желание участвовать в разработке заданного проекта.

Деятельность лаборатории организуется в соответствии с концепцией и программой заявляемого проекта, договором, заключенным между городским управлением образования и руководителем образовательного учреждения, на основании годового плана.

Основными формами работы лаборатории являются целевые заседания, дискуссии, теоретические и проблемные семинары и коллоквиумы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, наблюдение и анализ различных форм организации учебно-воспитательного процесса, диагностика успешности выполнения учебной программы и т.д.

В задачи и содержание работы проблемной лаборатории входит:

  • - изучение и выявление инновационных идей, прикладных разработок в педагогической и психологической науке и в практике работы учреждений образования; - отбор и разработка технологий внедрения инновационных идей в практику;
  • - создание на основе результатов опытно-поисковой работы дидактических и методических материалов для педагогов, учащихся, руководителей образовательных учреждений, пакета диагностических методик;
  • - апробация наработанных материалов и выявление проблем, связанных с реализацией авторских разработок;
  • - по итогам - соответствующая (при необходимости) коррекция авторских материалов; помощь в подготовке педагогических кадров образовательного учреждения, на базе которого действует лаборатория, по вопросам, связанным с реализацией разрабатываемого проекта;
  • - научно-методическая помощь педагогам, образовательным учреждениям г. Омска по внедрению авторского проекта;
  • - организация на базе учреждения образования площадки по распространению инновационного педагогического опыта (в рамках создаваемого проекта) Инновационные центры муниципальной системы образования города Омска: Информационный сборник. - Омск: 2002. С.52.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>