Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогику

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК

Не в количестве знаний заключается

образование, а в полном понимании и

искусном применении того, что знаешь.

Дистервег.

“После хлеба самое важное

для народа - школа”.

Ж. Дантон.

Современные тенденции в отечественном образовании

Перед любым человеком рано или поздно встает вопрос об образовании: что понимать под образованием; какова его общественная и личностная ценность; что лучше получить - образование или профессию; какого уровня образование обеспечит мне удовлетворение от своей деятельности, судьбы и т.п.

Попытаемся ответить на эти вопросы. Очевидно, что поиск ответов на эти вопросы приведет нас к анализу перемен, происходящих в обществе и в самом человеке.

Существенные изменения, происходящие в обществе, привели к пересмотру ценностей. В средствах массовой информации, искусстве, литературе, в жизни фиксируются серьезные проблемы, связанные с культурой, образованием. Социальные, экономические, экологические катаклизмы нашего времени все чаще связываются с человеком. Именно он становится центральной фигурой всех проблем, т.к. создаваемый им научно-технический потенциал представляет ныне реальную угрозу жизни нашей планеты.

Очевидно, что от самого человека, от его внутренних ресурсов, от его нравственных ценностей и установок зависит настоящее и будущее человечества.

Это побуждает философов, психологов, педагогов и людей других профессий углубляться в изучение проблем человека: взаимодействия его с самим собой, с окружающей его культурной средой, поиски оптимальных путей самореализации.

Одна из важнейших особенностей современного мира - понимание универсальной общечеловеческой миссии образования. К проблемам образования приковано внимание правительств и парламентов, политических партий, видных ученых, общественных деятелей.

В середине ХХ века в связи с развитием научно-технического прогресса рядом крупных ученых и государственных деятелей западных стран активно разрабатывалась концепция индустриального, постиндустриального, технотронного общества, которая определяла главным фактором прогресса общества техническую вооруженность. Была сделана попытка доказать, что научно-техническая революция, повышая жизненный уровень людей, способна устранить социальное неравенство, сделать общество гармоничным и бесконфликтным, обеспечить необходимые условия для полноценного развития человека.

Жизнь опровергла надежды на «индустриальный рай» на планете. Ценой материального благополучия стало увеличение напряженности, конфликтности, стрессов в отношениях между людьми, повсеместно наблюдается рост алкоголизма, наркомании. Особенно быстрыми темпами разрушается природа.

Ученые говорят о реальной опасности экологической катастрофы на Земле как следствия кризиса Человека, культуры, науки и образования.

В конце XX столетия ученые все более настойчиво стали говорить о человеческом измерении прогресса общества. «Все прогрессы реакционны, если рушиться человек», - написал поэт А. Вознесенский.

Человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса.

Так на исходе XX столетия мировая общественность признала, что гуманизм - основополагающий признак и критерий общественного прогресса.

Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма - принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.

Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Главной причиной девальвации нравственных, духовных ценностей цивилизации на пороге XXI в. и третьего тысячелетия является кризис, который охватил три важнейших сферы духовной жизни общества - науку, религию и образование.

И.А. Колесникова считает, что образование способно стать источником улучшения отношений человека с миром за счет интеграции технологий получения, обработки, хранения и передачи информации, наработанных наукой, религией, искусством как фундаментальными, равноправными по смыслу, но принципиально различающимися по внутренней природе способами познания, описания и оценки мира человека Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. - СПб., «Детство-пресс», 2001. С.134..

Ее точка зрения совпадает с мнением ученого-педагога Б.С. Гершунского, который пишет, что именно образование должно обеспечить мировоззренческий синтез знания и веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) -- М., 1998.С.37..

Науку, религию и образование объединяет возможность приобщения человека к Истине, к базовым ценностям жизни. И нужно помнить, что именно религия привнесла в мир само понятие об абсолютных ценностях бытия, ценностях не столько материальных, сколько духовных, нравственных. Образование в широком смысле слова понимается многими современными отечественными учеными как процесс преобразования биологического «Я» человека в зрелую личность, раскрывающую свои идеальные способности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым облагораживается и преобразуется окружающий мир. В этом смысле образование личности понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности и далее - как развитие неповторимых индивидуальных черт. Поэтому процесс образования может длиться всю жизнь.

Неповторимость образования каждого человека складывается в процессе жизни, и определяются ее особенностями: неповторимостью природных задатков личности и всеми обстоятельствами внешнего окружения.

Отметим ещё одну особенность современной образовательной ситуации. Мировое сообщество осознало, что воспитание подрастающего поколения является глобальной целью человечества. Поиски педагогов - учёных и практиков - направлены на определение иерархии целей, задач, приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих, фундаментальных ценностей.

Экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике. В. Миттер предлагает такие положения:

  • - воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;
  • - воспитание персональных нравственных высоких качеств;
  • - воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса и т.п;
  • - воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
  • - воспитание во имя мира Ведение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С.138..

Для продолжения разговора о современных тенденциях в образовании необходимо определиться с тем, что мы будем понимать под словом “образование”. Поскольку феномен образования достаточно многообразен, то нам придется для его толкования применять несколько определений, раскрывающих основные аспекты взаимодействия человека с обществом, с самим собой, с культурой В дальнейшем мы предполагаем также следовать этому принципу изложения: прежде, чем обсуждать какую-то проблему, вопрос - пытаться определить круг основных понятий в их современном звучании..

Первым назовем определение, которое дает Закон Российской Федерации об образовании, принятый в январе 1996 года.

“Под образованием понимается целостный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства”:

  • - образование как достояние личности, система представлений и понятий человека направляющая его поведение;
  • - образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой;
  • - образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая, применяющая и организующая образование как процесс приобщения личности к культуре Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М.: - 1994, - С.10..

Прочтем еще раз внимательно эти определения. В чем состоит смысловое единство этих определений? В каждом из них просматривается личностная значимость, ценностный аспект образования (“воспитание и обучение в интересах человека”, “образование как достояние личности”).

По нашему мнению, выделение этого аспекта имеет важное значение в понимании проблем современного образования.

Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех связанных позиций: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

К сожалению, кризисные процессы в образовании почти во всем мире привели к почти полному игнорированию ценностных аспектов образования.

Государственная ценность образования на первый взгляд очевидна всем. Хорошо известно, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства непосредственным образом зависит от состояния образования и возможностей его прогрессивного развития. В этом смысле любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования.

Говоря об образовании как общественной ценности, следует подчеркнуть, что устремления общества и государства в этой области не всегда совпадают.

Если общество хочет считать себя цивилизованным, то оно должно быть заинтересовано в прогрессивном развитии образования.

Государство склонно упрощать, прагматизировать цели образования, сводить его к подготовке кадров (получению молодым человеком определенной профессии).

Общество же заинтересовано расширять, усложнять задачи образования.

Государство руководствуется, как правило, краткосрочными, актуальными сегодня задачами образования, а общество - задачами долгосрочными, принимающими в расчет долговременные перспективы.

Объясняется это тем, что конкретный политический строй носит преходящий характер, а общество, его интересы в целом - непреходящи. Высшие руководители, как носители интересов государства, приходят и уходят. Образование же вечно, оно обладает безусловной ценностью и по своей сути работает на будущее.

Личностная ценность образования в решающей степени определяется потребностями общества и государства. Как член общества, человек хочет стать широко образованным и воспитанным, как гражданин хочет освоить общественно значимую, необходимую государству профессию. Это с одной стороны. С другой стороны, личностная ценность образования заключается в том, что оно позволяет человеку как на личностном уровне, так и на уровне общества выстраивать свое поведение в соответствии с общечеловеческими нормами. В этом смысле образование позволяет совершенствовать нравственный облик личности.

Еще об одной из особенностей современного понимания образования нужно спорить. Она заключается в признании мировой тенденции в образовании: необходимость получения молодежью высшего образования. При этом возрастет личная ответственность за уровень образованности. Образование лучше строить, добывать, а не получать. Отсюда - увеличение доли самообразовательной деятельности, ответственности: ты учишься сам!

Сегодня человек не может довольствоваться достигнутым раз и навсегда уровнем образования. Участие каждого человека в непрерывном образовании - залог его успешного развития. Чем выше уровень развития общества, тем выше требование к уровню образованности его членов; тем прочнее тенденция к тому, чтобы каждый человек имел желание и возможность для непрерывного совершенствования образования.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого фактора. Современная российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности, проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В августе 2002 г. Правительством Российской Федерации была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //http: informika.ru.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

В виду особой значимости этого документа изложим его основные положения.

Концепция состоит из трёх разделов. В первом из них рассматривается роль образования в развитии российского общества.

Указывается на то, что образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

  • - ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • - переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
  • - возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
  • - возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В Концепции сформулированы новые социальные требования к российскому образованию.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Российское образование по своей структуре многонационально. Поэтому возрастает его значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В концепции характеризуется состояние российской системы образования и обосновывается необходимость ее модернизации.

Целями модернизации образования являются:

  • - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
  • - создание механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанных целей будут решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

  • - обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • - достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • - формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • - повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • - развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Во втором разделе Концепции определены следующие приоритеты образовательной политики:

  • - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;
  • - создание условий для повышения качества общего образования;
  • - создание условий для повышения качества профессионального образования;
  • - формирование эффективных экономических отношений в образовании;
  • - обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом;
  • - управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

Базовым звеном образования определяется общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:

  • - по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов);
  • - разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;
  • - провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
    • а) реальной разгрузки содержания общего образования;
    • б) использования эффективных методов обучения;
    • в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
    • г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
    • д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
    • е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;
  • - обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
  • - более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
  • - отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • - усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
  • - обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
  • - предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;
  • - создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
  • - отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);
  • - организовать на селе систему "школьных автобусов";
  • - обеспечить в рамках федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)” развитие дистанционного образования и др.;
  • - разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
  • - создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;
  • - обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;
  • - создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

В третьем разделе Концепции определены основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики

На первом этапе - в 2001-2003 годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.

Основные направления и первоочередные меры образовательной политики этого этапа составляют:

  • 1. Передача оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения, а также:
    • - осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования;
    • - разработка нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе образовательных комплексов "школа-детский сад".
  • 2. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством:
    • - принятие государственных стандартов общего образования;
    • - организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны;
    • - создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;
    • - формирование и приведение в действие независимой от органов управления образованием государственной системы аттестации и контроля качества образования;
    • - экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.
  • 3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования:
    • - обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке. Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направляемых на развитие образования в части приобретения оборудования и информационных ресурсов, повышения квалификации преподавателей, капитальных вложений, финансирования экспериментальных инновационных площадок;
    • - нормативное финансирование образовательных учреждений после экспериментальной отработки его моделей и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование;
  • 4. Усиление социальной направленности системы образования:
    • - принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством;
    • - обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • - создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования;
    • - расширение доступности дошкольного образования, с адресной поддержкой малообеспеченных семей;
    • - разработка и реализация в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России" подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 гг.)".
  • 5. Всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы.
  • 6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда:
    • - обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки;
    • - совершенствование структуры и сети учреждений начального и среднего профессионального образования, развитие системы профессиональных колледжей, актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки, ее ориентации на потребности местных рынков труда;
    • - развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
    • - введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (государственное задание, целевые возвратные субсидии);
    • - создание системы прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.

На втором этапе, в 2004-2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования.

В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании).

Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования.

В заключение нужно выделить особенности современного образования.

Образование должно быть насыщено общечеловеческими ценностями и смыслами

Чтобы знать, понимать и действовать, человек призван овладеть универсальными знаниями, приобщаться к устоявшимся культурным и историческим традициям. Такой подход называется фундаментальным образованием.

  • 2. Образование призвано быть образованием для всех. Оно должно ориентироваться на личность каждого человека. Образование должно выстраиваться с учетом индивидуальных особенностей человека, создавать условия для его самореализации. Такое образование называется индивидуально ориентированным.
  • 3. Образование должно опираться на науку. Оно должно быть многообразным, адекватным культурному и национальному многообразию человечества. Образование должно быть способным удовлетворять разнообразные потребности и духовные запросы человека.
  • 4. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
  • 5. Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня являются:
    • - усиление внимания к личности ученика, к развитию его способностей;
    • - ориентация обучения на максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого школьника.
  • 6. Сверхзадачей модернизации является выход на новую модель российской школы. При этом все преобразования должны осуществляться в органическом единстве - нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых образовательных технологий, а также новых форм оценки качества образования.
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>