Полная версия

Главная arrow Товароведение arrow Анализ ABC и XYZ ассортимента с теорией

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Методы анализа запасов

Предприятия хранят и имеют на учете разное количество запасов. Есть много способов учета запасов, и методов контроля за запасами и составлением нового заказа.

Рассмотрим некоторые методы, которые помогут нам проанализировать состояние запасов на предприятии.

1. АВС анализ

АВС анализ квалифицирует запасы материалов и продукции в денежном выражении (т.е. денежная стоимость единицы товара на складе умноженная на годовой показатель использования данного товара). В соответствии с этим распределяется деятельность по контролю и управлению запасами. Все имеющиеся единицы запаса, разделяют на три категории.

А (очень важные) - предметы, имеющие по количеству малый процент (10-20%), но по стоимости от 60-70%.

В (предметы средней степени важности) их цена и количество приметно составляют одинаковый процент.

С (наименее важные) - это категория запасов, которая имеет большое количественное значение, но по цене составляет наименьший процент (10-20%).

Из этого следует, что самый жесткий контроль должен осуществляться за категорией товаров А. Для этой категории нужно стараться создать небольшой запас, избежать больших расходов связанных с отсутствием запасов. Следовательно, категории С можно не уделять много времени на контроль и при этом иметь большое количество запаса. Это две крайности (А, С). значит контроль для категории В должен быть средним между ними. Но самыми важными категориями для предприятия являются А, В, категория С второстепенна.

АВС метод может использоваться предприятиями различных сфер деятельности.

2. Анализ XYZ

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле ассортимент товара) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной - здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y - средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объем реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе XY или Z,является коэффициент вариации спроса (V) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблимости.

Где xi - i-e значение спроса по оцениваемой позиции;

Х - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n - величина периода, за который произведена оценка.

Порядок проведения анализа XYZ

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>