Полная версия

Главная arrow Философия arrow Философия техники

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Возникновение и развитие инженерного образования в мире и в России

Рассмотрим этимологию слова «инженер», воспользовавшись рассуждениями П.К. Энгельмейера:

«Это слово английское, произошло оно от латинского ingenium, означавшего почти то же, что русское "догадка" и его синонимы: сметливость, сообразительность, прикладность, практичность. Этот смысл целиком удержался в итальянском слове ingeno. Очень близки к нему прилагательные: французское ingenieux и английское enginous. Эти слова означают то же, что и древнерусское "измысленный", т.е. хитро задуманный и искусно выполненный. Таким образом, сама мудрость народная хотя и бессознательно, но верно выделила в инженере главным образом умение найтись в затруднительных обстоятельствах, а перед новой жизненной задачей -- умение взяться за дело и его провести».

Человек -- существо техническое. Первоначально каждый первобытный человек был техником; в древней же Греции технического сословия не было потому, что технический труд там ни во что не ставился; в Риме были уже (однако лишь отдельные) техники типа Витрувия, а в Средние века главным техником был кузнец-оружейник. И только когда европеец обратился к опытному изучению природы, когда нарождалась наука естествознания, от профессии ученого начинает отделяться профессия техника как такого ученого, который умел прилагать свою науку к жизни.

В Англии XVII в. зарождается звание «инженер». Звание инженера давалось в Англии, а затем и во Франции первоначально как королевская милость. Научная подготовка инженеров впервые была основана в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. В программу была заложена ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку будущих инженеров. Не удивительно, что Политехническая школа вскоре стала центром развития математики и математического естествознания, а также технической науки, прежде всего прикладной механики. По образцу данной Школы создавались впоследствии многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России.

После основания Парижской политехнической школы из нее стали выпускаться образованные механики со званием инженера: одновременно во Франции были основаны высшие училища для инженеров путей сообщения и горных инженеров. К середине XIX столетия речь шла уже о химических инженерах, в 1880-х гг. возникла специальность по электротехнике, а в 1890-х -- по автомобильному делу. В первое десятилетие XX в. появилась специальность по воздухоплаванию.

Проблемам распространения технических знаний в России стало уделяться значительное внимание со времен Петра Великого. Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.): "Петр I заставил изучать инженерное дело не только в Морской академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях". Однако преподавание научных дисциплин в этих заведениях было элементарным и примитивным с современной точки зрения. В то же время профессия инженера усложнялась и горнозаводское дело одним из первых ощутило нужду в специальных горных школах. В России таким техническим учебным заведением стало учрежденное в 1773 г. Горное училище. Тем не менее теоретическая подготовка в подобных технических училищах долго отставала от уровня развития науки (они были в большей мере практически ориентированными). Методика преподавания в них носила характер скорее ремесленного ученичества: инженеры-практики объясняли отдельным студентам или небольшим группам студентов, как нужно возводить тот или иной тип сооружений или машин, как осуществлять практически тот или иной вид инженерной деятельности. Новые теоретические сведения сообщались лишь по ходу таких объяснений, учебные пособия носили описательный характер.

Лишь после основания Гаспаром Монжем в 1794 г. Парижской политехнической школы, которая с самого начала своего основания ориентировалась на высокую теоретическую подготовку студентов, ситуация в инженерном образовании в России меняется. В России по ее образцу в 1809 г. был создан Институт корпуса инженеров путей сообщения. Этот институт оказал огромное влияние на развитие инженерной деятельности в России.

К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты. К ним относятся, например, Технологический институт в Петербурге, созданный в 1862 г. на основе школы мастеров; Петербургский электротехнический институт; Московское высшее техническое училище. Большое внимание в этих институтах стало уделяться именно теоретической подготовке будущих инженеров. Видоизменялись и научные исследования, приспосабливаясь к нуждам развивающейся инженерной практики. Однако главный упор в теоретической подготовке инженера тогда делался на физику и математику.

В 1877 г. в Москве при Московском высшем техническом училище было организовано Политехническое общество. Оно выпускало «Бюллетени», на основе которых и «Вестника общества технологов» в 1915 г. был создан журнал «Вестник инженеров». В уставе Политехнического общества кроме всего прочего записано: «Связать последовательно выпуски Училища общим, основанным на вере и нравственности, трудом на поприще научной и практической деятельности, дать им возможность обмениваться приобретенными сведениями, следить за успехами наук и промышленности и содействовать своими трудами развитию их в России», «способствовать успехам технического образования». Были также созданы Общество распространения технических знаний, Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений.

В современной инженерной деятельности можно выделить три основных направления, требующих различной подготовки соответствующих специалистов.

Во-первых, это - инженеры-производственники, которые призваны выполнять функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации. Такого рода инженеров необходимо готовить с учетом их преимущественной практической ориентации.

Во-вторых, это - инженеры-исследователи-разработчики, которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, тесно связанные с научно-исследовательской работой в области технической науки. Они становятся основным звеном в процессе соединения науки с производством. Им требуется основательная научно-техническая подготовка.

Наконец, в-третьих, это - инженеры-системотехники или, как их часто называют, "системщики широкого профиля", задача которых - организация и управление сложной инженерной деятельностью, комплексное исследование и системное проектирование. Подготовка такого инженера-организатора и универсалиста требует самой широкой системной и методологической направленности и междисциплинарности.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>